на самую первую страницу Главная Карта сайта Археология Руси Древнерусский язык Мифология сказок

 


ИНТЕРНЕТ:

    Проектирование


КОНТАКТЫ:
послать SMS на сотовый,
через любую почтовую программу   
написать письмо 
визитка, доступная на всех просторах интернета, включая  WAP-протокол: 
http://wap.copi.ru/6667 Internet-визитка
®
рекомендуется в браузере включить JavaScript


РЕКЛАМА:

Свара, как синоним Разума

космология в индийских Ведах

изм. от 18.01.2018 г - ()

    Данная статья представляет собой расширенное описание термина свара, приведенного в статье Космология в индийских Ведах. Поэтому рекомендуется сначала ознакомиться с указанной статьей.

    Итак. Никакая теория жизни вселенной не является сразу такой простой и такой величественной, как теория дыхания (свары). Это одно универсальное движение, которое осуществляет свое появление в майе посредством невидимого субстрата - Космоса и Парабрахмана ведантистов. Самым подходящим выражением для свары в английском языке является «ток жизни». Индийская Наука Дыхания исследует и формулирует законы, или скорее один универсальный закон, согласно которому этот ток жизни, эта движущая сила Космического Разума, бегущая, как это выражает Эмерсон, вдоль провода мысли, управляет эволюцией и инволюцией и всеми явлениями человеческой жизни - физиологическими, ментальными и духовными. Во всей длине и ширине этой вселенной не существует такого явления, большого или малого, которое не находит своего самого естественного, самого разумного, и самого подходящего объяснения в теории пяти способов проявления этого универсального движения - пяти элементарных таттв.

    Целью статьи является краткое рассмотрение различных явлений, касающихся третьего высшего тела человека - маномайя-коши, ума, чтобы отметить, насколько симметрично и универсально таттвы осуществляют образование и работу этого принципа.

ЗНАНИЕ

    Это есть то, что в обыденном языке называется знанием, которое отличает ум от физиологической жизни (праны), но после небольшого рассмотрения будет видно, что в качестве отличающихся характеристик пяти состояний материи, которые в человеке мы называем пятью принципами, очень хорошо могут выступать разные степени знания. Зачем знание, кроме разновидности таттвического дыхания, поднимается в самосознание через присутствие, в большей или меньшей степени, элемента ахамкары (эгоизма)? Без сомнения, это взгляд на природу знания ведантического философа, когда он говорит о разуме, как о бытии движущей силы, первой причины Вселенной. Слово «свара» есть только синоним разума (интеллекта), одного из проявлений Единого, снисходящего в пракрита.

    «Я вижу что-то», - означает, согласно нашему взгляду на знание, что моя маномайя-коша была приведена в визуальное колебание. «Я слышу» - означает, что ум находится в состоянии слухового колебания. «Я чувствую» - означает, что мой ум находится в состоянии осязательного колебания. «Я люблю» - означает, что мой ум находится в состоянии любовного колебания или формы некого влечения. Так же и с другими чувствами.

    Первое состояние - состояние анандамайя - является состоянием наивысшего знания. Существует лишь один центр, субстрат для всей бесконечности Парабрахмана, и эфирные вибрации его дыхания являются единственными во всей шири бесконечности. Существует лишь один разум, одно знание. Вся Вселенная со всеми ее возможностями и действительностями является частью этого знания. Это наивысшее состояние блаженства. Здесь нет никакого сознания себя, так как «я» имеет только относительное существование, и должно быть «Ты» или «Он» прежде, чем быть «Я». Это принимает форму тогда, когда во втором плане существования, приходит к существованию более чем один малый центр. По этой причине этому состоянию материи было дано имя ахамкара. Эфирные импульсы этих центров ограничиваются до их собственной особой области в пространстве, причем они отличаются в каждом центре. Они могут, однако, воздействовать друг на друга точно таким же образом, каким на индивидуализированные эфирные импульсы одного человека воздействуют импульсы других. Таттвическое движение одного центра Брахмана переносится вдоль тех же универсальных линий другому. Два различных движения находятся, таким образом, в одном центре. Более сильный импульс называется «Я», более слабый - «Ты», или «Он», в зависимости от ситуации.

    Затем появляется манас. Вирадж есть центр, а Ману - атмосфера этого состояния. Эти центры находятся за пределами возможностей обычного человечества, но они работают под действием аналогичных законов на тех, кто управляет покоем Космоса. Солнца движутся вокруг виратов таким же образом, как планеты движутся вокруг Солнца.

ФУНКЦИИ УМА

    Состав Ману подобен составу праны: Он состоит из еще более тонкой разновидности пяти таттв, и эта увеличенная тонкость наделяет таттвы различными функциями.

    Рассмотрим пять функций манаса, как это дается у Патанджали и признается также Вьясой:

1. Типы знания (прамана).
2. Ложное знание (випарьяя).
3. Сложное воображение (викальпа).
4. Сон (нидра).
5. Память (смрити).

    Все проявления ума подпадают под один или другой из этих пяти типов.

    Таким образом, прамана включает:

1. Восприятие (пратьякша).
2. Вывод (анумана).
3. Авторитет (агама).

    Випарьяя включает:

1. Неведение (авидья, тамас)
2. Эгоизм (асмита, моха)
3. Удерживание (раджа, манамоха)
4. Отталкивание (тамисра, двеша)
5. Цепляние за жизнь (абхинивеша, андхатамисра).

    Остальные три не имеют никаких определенных подтипов.

    Теперь покажем, что все модификации мысли являются формами таттвического движения на ментальном плане.

ПРАМАНА

    Слово «прамана» (типы знания) происходит из двух корней - предикатива «ма» и производного корня «ана» с префиксом «пра». Первоначальное значение корня «ма» есть «идти», «двигаться» и, следовательно, «измерять». Префикс «пра» дает корню идею полноты и связан с корнем «при», «наполнять». То, что движется точно вверх или вниз до той же высоты с какой-либо другой вещью есть прамана этой вещи. В соответствующей прамане какой-либо другой вещи первая вещь предполагает определенные качества, которые она не имела раньше. Это всегда осуществляется изменением состояния, внезапным определенным видом движения, так как то, что вызывает изменение состояния, всегда есть движение. Это фактически также есть точное значение слова прамана, примененное к частному проявлению ума.

    Прамана есть особое таттвическое движение ментального тела; ее действие заключается в том, чтобы привести ментальное тело в состояние, подобное состоянию чего-то еще. Ум может подвергаться стольким изменениям, сколько внешних таттв способны отпечататься на нем. И эти изменения были классифицированы Патанджали как пратьякша, анумана и агама.

ПРАТЬЯКША
(восприятие)

    Это то изменение состояния, которое производит в уме действия пяти сенсорных органов. Это слово является соединением слов «пpaти» (каждый») и «акша» («сенсорная сила», «орган зрения»). Следовательно, это то симпатическое таттвическое колебание, которое производит в уме контакт органа чувства с его объектом. Эти изменения можно классифицировать на пять общих разделов, в соответствии с числом чувств.

    Глаз порождает теджас-колебания, язык, кожа, ухо и нос - соответственно колебания таттв апас, вайю, акаша и притхиви. Чистая агни вызывает восприятие красного, теджас-притхиви - желтого, теджас-апас - белого, теджас-вайю - голубого и т. д. Другие цвета получаются в уме путем смешанных колебаний в тысяче изменяющихся степеней. Апас дает мягкость, вайю - грубость, агни - резкость. Мы видим через глаза не только цвет, но и форму. Вспомним, что особая форма была присуща каждому таттвическому колебанию. Так и все формы грубой материи отвечают соответствующим таттвическим колебаниям. Таким образом, форма может быть постигнута через каждое чувство. Глаза могут видеть форму, язык может пробовать ее. Кожа может коснуться ее и так далее. По-видимому, может показаться, что это новое утверждение, но следует помнить, что добродетель не есть действие. Ухо слышало бы форму, если бы более частое использование зрения и осязания для этой цели не заставляло бы его практически бездействовать.

    Чистые апас-колебания вызывают терпкий вкус, апас-притхиви - сладкий, апас-агни - горячий, апас-вайю - кислый, и т. д. Неисчислимые другие колебания вкуса вызываются промежуточными колебаниями в различных степенях.

    Аналогичен случай с речевыми и другими изменениями колебаний. Ясно, что наше перцептивное знание (способности проникать во внутренний мир другого человека, восприятие себя через другого) есть ни что иное как просто истинное таттвическое движение ментального тела, вызываемое симпатическими сообщениями колебаний праны, так же как струнный инструмент при определенном натяжении начинает спонтанно колебаться, когда колебание устанавливается в другом подобном инструменте.

АНУМАНА
(вывод)

    Слово «анумана» имеет те же корни, что и слово «прамана». Отличие только в префиксе. Мы имеем здесь префикс «ану» (после) вместо префикса «пра». Вывод (анумана), поэтому, означает «(знание, обретенное) после движения». Когда ум способен поддерживать два колебания в одно и то же время, то, если какое-либо одно из этих колебаний устанавливается и ощущается, второе колебание также должно проявить себя. Предположим, вас ущипнули. В вашем уме производятся сложные вибрации, которые образуют восприятие действия человека, щипающего вас. Вы знаете эти явления. Почти одновременно с этими вибрациями в вас производится другой набор вибраций. Вы называете это болью. Теперь здесь находятся два вида таттвического движения, один приходит после другого. Если когда-нибудь вы почувствуете аналогичную боль, образ причинившего ее вам человека возникнет в вашем сознании. Такая активность ума и есть вывод (анумана). Индукция и дедукция представляют собой модификации этого последствия. Солнце всегда появляется, чтобы подняться в определенном направлении.

    Понятие этого направления становится навсегда связанным в вашем уме с восходом солнца. Когда бы вы ни думали о явлении восхода солнца, понятие этого направления обнаруживает себя. Поэтому вы говорите, что как правило, солнце восходит в этом направлении. Следовательно, есть ни что иное, как таттвическое движение, приходящее после другого, связанного с ним.

АГАМА
(священный авторитет)

    Третья модификация того, что называется значениями знания (праманы), есть авторитет (агама). Что это такое? Вы узнаете из книги по географии или слышите из уст учителя, что Британия окружена океаном. Теперь что связывает эти слова в вашем уме с картиной Британии, океаном и их общими отношениями? Конечно же не непосредственное восприятие, и не вывод, который по природе должен работать через чувственное знание. Тогда что же? Должна быть какая-то третья модификация.

    То, что слова обладают силой создавать определенную картину в наших умах, имеет очень большое значение. Каждый традиционно мыслящий индийский философ признает это как третью модификацию ума, но это не получает никакого признания в современной европейской философии.

    Существует, однако, небольшое сомнение, что цвет, соответствующий ментальной модификации, отличается от цвета, соответствующего либо восприятию, либо выводу. Цвет, принадлежащий перцептивным модификациям ума, всегда простой по своей природе. Определенная фаза теджас-колебания всегда должна преобладать в визуальной модификации, и аналогично этому вибрации других таттв соответствуют нашим различным чувственным модификациям. Каждое из этих проявлений имеет свой собственный отличительный цвет. Красный появится в визуальном так же, как и в слуховом или каком-либо другом колебании, но красный цвет визуального колебания будет ярким и чистым; красный цвет органа обоняния будет окрашен слегка желтым; органа осязания - голубым; а звуконосный эфир будет в некоторой степени темным. Поэтому существует не наименьшая вероятность, что вокальное колебание совпадет с чистым перцептивным колебанием. Вокальные колебания двойственны по природе, и они могут только, если не вообще, совпасть с инференциальными колебаниями; и здесь, также, они могут совпасть только со слуховыми колебаниями. Небольшой анализ покажет, что существует некоторое отличие между вокальными и инференциальными колебаниями. При выводе определенные модификации звука в нашем уме связаны с определенной визуальной картиной, и оба эти колебания удерживают в нашем уме одинаково важные положения. Мы помещаем два перцепта вместе, сравниваем их, и затем говорим, что один следует за другим. В словесной модификации не существует никакого сравнения, никакой одновременной сознательности, никакого совмещения двух перцептов. Один вызывает другой, без сомнения, но мы вообще не сознаем этот факт. При выводе одновременное присутствие обеих причин и эффекта вызывает изменение в цвете эффекта. Отличие является меньшим в вокальном по сравнению с инференциальными колебаниями. Аксиоматическое знание не является инференциальным в настоящем, хотя это, без сомнения, так в прошлом; в настоящем оно становится свойственным уму.

ВИПАРЬЯЯ
(ложное знание)

    Это вторая ментальная модификация. Это слово также получено от корня, означающего движение, и корня «аи» («идти», «двигаться»). Префикс «пари» связан с корнем «пра» и дает корню ту же идею. «Парьяя» - такое же коренное значение, что и «прамана». Слово «випарьяя» поэтому означает «движение, удаленное от движения, которое совпадает с объектом». Колебания праманы совпадают по природе с колебаниями випарьяи. Некоторые приобретенные условия ума отпечатывают на перцептах (объектах восприятия) их новый собственный цвет и, таким образом, отличают их от перцептов праманы. Существуют следующие модификации этого проявления:

Авидья
(неведение)

    Это общее поле для всех проявлений модификации випарьяи (ложного знания). Слово происходит от корня «вид» (знать), префикса «а» и суффикса «йа». Начальный смысл корня - «быть», «существовать». Поэтому начальное значение слова «видья» есть «состояние вещи, как она есть» или выраженное в терминах ментального плана в одном слове - «знание». Пока перед лицом человеческого бытия я вижу лицо и ничего больше, говорят, что мое ментальное колебание есть видья. Но как только я вижу луну или что-то еще, не являющееся лицом, в то время, как я смотрю на лицо, то говорят, что мое ментальное колебание больше не есть видья, но есть авидья. Авидья (неведение) поэтому не является отрицательной концепцией, она так же положительна, как и сама видья. Это большая ошибка предполагать, что слово, имеющее отрицательные префиксы, всегда подразумевает абстракции и никогда реальность. Это, однако, между прочим. Состояние авидьи есть то состояние, в котором ментальное колебание нарушается колебанием акаши и некоторых других таттв, которые, таким образом, приводят к восприятию ложных проявлений. Общее проявление авидьи есть акаша, темнота, и вот почему тамас - синоним этого слова.

    Это общее превосходство темноты вызывается некоторым дефектом в индивидуальных умах, потому что, как мы видим из ежедневного опыта, данный объект не возбуждает одинакового набора колебаний во всех умах. Что такое тогда ментальный дефект? Оказывается, что он находится в природе запасенной потенциальной энергии ума. Этот запас потенциальной энергии есть проблема глубочайшей важности в философии, и доктрина переселения душ находит в этом свое наиболее разумное объяснение. Этот закон может быть назван законом васаны.

    Если что-нибудь установится в каком-нибудь частном виде таттвического движения - внутреннего или внешнего, - то оно приобретает способность на некоторое время быть легко приведенным в то же движение и, следовательно, сопротивляться другому типу движения. Если вещь подчиняется одному и тому же движению некоторое время, это движение становится, так сказать, необходимым атрибутом вещи. Наложенное движение становится «второй натурой».

    Таким образом, если человек приучает свое тело к определенной форме упражнения, то определенные мышцы в его теле очень легко приводятся в движение. Любая другая форма упражнения, которая требует использования других мышц, как окажется, будет утомлять за счет сопротивления, вызванного мускульными привычками. Аналогичен случай с умом. Если вы имеете глубоко укоренившееся убеждение, что Земля плоская и что Солнце движется вокруг нее, то могут потребоваться века, чтобы поколебать его. Можно привести тысячи примеров таких явлений. Необходимо уточнить, что способность легко обратиться к одному ментальному состоянию и оказать сопротивление другому есть то, что мы имеем в виду под этой запасенной энергией. На санскрите она по-разному называется васана или самскара.

    Слово «васана» происходит от корня «вас» («обитать»). Это означает обитание или фиксацию некоторой формы колебательного движения в уме. Это при помощи васаны некоторые истины становятся прирожденными для ума, и не только некоторые так называемые истины, но и все так называемые естественные тенденции - моральные, физические, духовные, - становятся, таким образом, прирожденными, присущими уму. Единственное отличие в различных васанах заключается в их относительной стабильности. Те васаны, которые отпечатываются на уме как результат обычного эволюционного пути природы, никогда не изменяются. Продукты независимых человеческих действий бывают двух видов. Если действие приводит к тенденции, которая сдерживает эволюционное или прогрессивное течение природы, то эффект действия истощает себя во времени из-за отталкивающей силы подспудного тока эволюции. Если, однако, они совпадают по направлению, то результатом будет возросшая сила. Последний тип движения мы называем добродетельным, первый - порочным.

    Это есть васана, временное преобладание противоположного тока, что вызывает ложное знание. Предположим, что положительный генеративный ток в каком-либо человеке имеет силу А, если к нему притягивается отрицательный женский ток той же степени силы А, они попытаются объединиться. Тогда установится влечение (притяжение), которое мы называем сексуальной любовью. Если этим двум токам невозможно объединиться, они увеличиваются по силе и противодействуют своему телу в ущерб себе; если допустимо объединение, они истощают себя. Это истощение помогает уму, прогрессивный эволюционный ток устанавливается с большей силой и, таким образом, чувство удовлетворения является результатом. Это таттвическое возмущение ума, настолько долго, насколько достаточна его сила, придаст свой собственный цвет всем перцептам и концептам. Они появятся не в их истинном цвете, но как причины удовлетворения. Таким образом, говорят, что настоящие любовники видят все вещи в розовом цвете. Появление лица, на которое мы любим смотреть, вызывает частичное перемещение тока в другой ток и результатом является некоторое удовлетворение. Мы забываем, что мы видим лицо: мы только сознаем некоторую причину, приводящую в состояние удовлетворения. Эту причину удовлетворения мы называем по-разному. Иногда мы называем ее цветком, иногда - луной. Иногда мы чувствуем, что сам ток жизни течет от этих дорогих глаз, порой получаем наслаждение в этих дорогих объятиях. Таковы проявления авидьи. Как говорит Патанджали, авидья состоит в восприятии вечного, чистого, доставляющего удовольствие и духовного скорее как невечного, нечистого, болезненного и недуховного. Таков генезис авидьи, которая, как было отмечено, является субстанциальной реальностью, а не только отрицательной концепцией.

    Эти ментальные явления вызывают появление асмиты, раги, сукхи и духкхи.

    Асмита (эгоизм) есть убеждение в том, что реальная жизнь (пуруша-свара) есть одно с различными ментальными и физиологическими модификациями, что высшее «Я» совершенно едино с низшим «я», что сумма наших перцептов и концептов есть нечто реальное и что по ту сторону всего этого нет ничего. В настоящем и в предыдущих циклах эволюции ум был занят главным образом, этими перцептами и концептами. Реальная сила жизни, по-видимому, никогда не осуществляет какого-либо отдельного проявления и, следовательно, ощущения, что это должно быть одинаковым с ментальными явлениями. Ясно, что авидья, определенная выше, лежит в основе этого проявления.

    Вводящее в заблуждение чувство удовлетворения, упомянутое выше под авидьей, является причиной этого условия. Когда какой-либо объект повторно производит в нашем уме это чувство удовлетворения, наш ум вызывает привычку падения снова и снова в то же состояние таттвического колебания. Чувство удовлетворения и картина объекта, который, как кажется, вызывает это удовлетворение, стремятся появиться вместе, и это есть страстное желание этого объекта, желание не допустить его ускользания от нас - говорят, что это есть рага.

    Санскритскими обозначениями для этих двух ментальных состояний - удовольствия и его противоположности, т.е. боли, - являются соответственно сукха и духкха. Оба происходят от корня «кхан» (копать, рыть); префиксы «су» и «дус» делают различие. Первый префикс выражает идею «легкости» и производит эту идею от необузданного (неограниченного) легкого потока дыхания. Коренной идеей сукхи, поэтому, является необузданное копание - копание, где душа оказывает слишком малое сопротивление. Перенесенное на ум, это действие становится сукхой, которая накладывает на него легкий отпечаток. Это действие по природе своих колебаний должно совпадать с превалирующими затем условиями ментальных колебаний.

НАУКА ДЫХАНИЯ

    Богиня сказала:

1. Мой повелитель Махадева, Бог богов, будь добр ко мне и поведай мне мудрость, которая охватывает все.
2. Как появилась Вселенная? Как она проявляется (к существованию)? Как она исчезает? Поведай мне, о Господь, философию Вселенной.

    Бог сказал:

1. Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, она исчезает в таттвах; с помощью таттв известна природа Вселенной.

    Богиня сказала:

1. Знающие таттвы убедились, что таттвы являются наивысшей причиной. Какова тогда, о Бог, природа таттв? Пролей свет знания на таттвы.

    Бог сказал:

1. Непроявленный, бесформенный, Единый податель света, есть великая Сила, из которой появилась акаша; из которой родился вайю.
2. Из вайю - теджас, а из него - апас, из апас же было рождение притхиви. Вот пять таттв и они имеют пятикратное протяжение.
3. Из них произошла Вселенная, посредством их она проявляется, в них она исчезает. Даже среди них она снова проявляет себя.
4. Тело создано из пяти таттв. Пять таттв, о Прекрасная, существуют в нем в тонкой форме. Так известно от того, кто посвятил себя изучению таттв.
5. По этой причине я буду говорить о возникновении дыхания в теле. Через знание природы вдоха и выдоха приходит в бытие знание трех времен.
6. Эта наука о возникновении дыхания, тайна тайн, ливень истинного блага, есть жемчуг на голове мудрого.
7. Это знание тоньше тонкого, его легко понять, оно вызывает веру в истину, оно приносит чудо в мир неверующих, оно - опора людям, не подверженным сомнению.
8. Слушай, о Богиня, мудрость, пребывающую в теле. Вся наука вызывается ею, если хорошо ее понять.
9. В сваре находятся Веды и все шастры, в сваре - наивысший гандхарва, в сваре находятся все три мира; свара есть отражение Парабрахмана.
10. Без знания дыхания (свары) астролог подобен дому без хозяина, оратор лишен слушателей, а туловище - головы.
11. Тот, кто знает суть нади и праны, суть таттвы и суть соединяющей сушумны, получает освобождение.
12. Оно всегда благоприятно в видимой или невидимой Вселенной, когда сила дыхания контролируема. Они говорят, о Прекрасная, что знание науки дыхания благоприятно.
13. Части и первые скопления Вселенной были созданы сварой, и свара проявляется как великая Сила, Создатель и Разрушитель.
14. Никогда не было видно или известно о знании более тайном, чем наука дыхания, здоровье более полезном, чем наука дыхания, друге более верном, чем наука дыхания.
15. За счет силы дыхания рождается девочка или мальчик, силой дыхания умилостивляют богов; и посредством дыхания в чьей-то власти находится царь.
16. Все шастры и Пураны и т. д., начиная с Вед и Упанишад, не содержат никаких (иных более важных) принципов, кроме знания свары.
17. Наука возникновения дыхания является наивысшей из всех наук; она - пламя, освещающее дом души.
18. Это знание нельзя сообщить тому или иному человеку иначе как отвечая на вопрос. Поэтому следует знать свои собственные силы в душе с помощью души и только души.
19. Ни плохие соединения, о Богиня, никогда не имеют силы; когда получают чистую силу свары, ибо тогда они все имеет хороший эффект.
20. Луна есть женское начало, солнце - мужское; луна есть светлое, солнце есть темное. Когда успокоен ток нади луны, следует выполнять упражнения.
21. Во время течения потока нади солнца, следует заниматься грубой работой. Во время течения сушумны следует выполнять упражнения, приводящие к получению психической силы и освобождения.
22. Луна и солнце каждое имеют белую (северную, верхнюю) и черную (южную, нижнюю) длительность в 2,5 гхари. Они тонут по порядку в течение 60 гхари дня.
23. Затем по гхари каждая текут пять таттв. Дни начинаются с пратипат (первый лунный день). Когда порядок обращен, обращен и эффект.
24. Если дыхание увеличивается с помощью луны и сокращается с помощью солнца, то приобретается ряд хороших свойств; в обратном - обратное.
25. Пусть луна течет весь день, а солнце - всю ночь. Тот, кто практикует таким образом, без сомнения, является йогином.
26. Луна останавливается солнцем, а солнце - луной. Тот, кто знает эту практику, ступает сразу по трем мирам (т. е. ничего в этих мирах не может оказывать на него плохого влияния).
27. Солнце помещается на востоке и севере, луна - на западе и юге. Пусть никто не идет к западу и югу во время течения правой нади.
28. Пусть никто не идет к востоку и северу во время течения левой нади. Если кто-нибудь пойдет, он пострадает от грабителей и не вернется.
29. Мудр тот, кто, желая добра, не мог поэтому пойти в этих направлениях в течение этих интервалов; ибо тогда без сомнения пришли бы страдание и смерть.
30. Когда утром возникает неправильное дыхание, что означает, что солнце находится на месте луны, а луна - на месте солнца, то в течение первого дня будут беспорядочные мысли, в течение второго - потеря здоровья, в течение третьего они говорят о движении, в течение четвертого будет разрушение желаемого, в течение пятого - разрушение общественного положения, в течение шестого - разрушение всех объектов, в течение седьмого - болезнь и боль, а в течение восьмого - смерть.

по материалам книги
Рама Прасад "Наука о Дыхании, или философия таттв"