на самую первую страницу Главная Карта сайта Археология Руси Древнерусский язык Мифология сказок

 


ИНТЕРНЕТ:

    Проектирование


КОНТАКТЫ:
послать SMS на сотовый,
через любую почтовую программу   
написать письмо 
визитка, доступная на всех просторах интернета, включая  WAP-протокол: 
http://wap.copi.ru/6667 Internet-визитка
®
рекомендуется в браузере включить JavaScript


РЕКЛАМА:

Философский аспект
эволюции чакровых архетипов

по материалам ведических знаний


<<< предыдущая
изм. от 13.06.2019 г ()

ЧЕЛОВЕК МАНИПУРЫ

    Напоминаем, что рассматриваемые в этой статье категории - архетипы и способы восприятия - исключительно субъективны, то есть описывают субъективное восприятие данным человеком того или иного объекта или ситуации. Например, говоря, что данный объект находится на определенном эволюционном уровне - муладхары, или свадхистханы, или манипуры - мы имеем в виду, что человек видит этот объект таким, а не то, что этот объект “объективно” находится на соответствующем уровне: другой человек, или тот же человек, но при иных обстоятельствах может увидеть этот объект как находящийся на совершенно другом уровне, и тогда он будет воспринят им в совершенно ином освещении. Говоря другими словами, принадлежность объекта определенному эволюционному уровню означает соответствующую расстановку акцентов в восприятии человеком этого объекта (в частности, самого себя). Если акценты восприятия себя и мира у данного человека постоянны, то мы говорим, что он находится на определенном эволюционном уровне. Это, однако, ни в коей мере не означает, что, например, человек манипуры в этическом или моральном смысле выше, чем человек свадхистханы, а последний выше человека муладхары: в действительности в жизни каждого человека случаются моменты активизации каждого из семи эволюционных архетипов (уровней), и то, какие из них активизируются чаще, как правило, свидетельствует о природной предрасположенности человека, а не о добром или злом его умысле и намерении. С другой стороны, каждой ситуации присущи определенные вибрации, и рассмотрение ее под несвойственным ей углом зрения ведет к ее сильному искажению, а если человек на этом регулярно настаивает, то и на искажении его собственной судьбы. Поэтому умение распознать вибрации, уровни, архетипы, управляющие данной ситуацией, хотя и относится к числу эзотерических (интуиция), то есть не поддающихся слишком конкретному и определенному определению, годному для использования в компьютерах (логика), тем не менее в жизни человека играет большую роль - гораздо бóльшую, чем это может показаться поверхностному наблюдателю. В частности, умение глубоко понимать другого человека в значительной степени связано с умением видеть, в каких уровнях восприятия или под какими архетипами он в данный момент существует, и какие архетипы ведут его по жизни в целом.

    Манипурный объект явлен на предметном уровне и находится в окружающей среде, которая представлена для него также на предметном уровне. Это означает, что если на свадхистхане предмет был явлен окружающей среде (и самому себе) на качественном уровне, то есть лишь набором своих качеств, то на манипуре объект представлен уже совершенно конкретно: элементами, из которых он состоит, и связями, которые организуют эти элементы в единое целое. Каждый эволюционный уровень косвенно включает в себя все предыдущие, так что объект на манипуре безусловно является цельным законченным объектом, поскольку в нем, пусть неявно, присутствует муладхарный уровень, и он обладает набором качеств, поскольку в нем неявно представлен свадхистханный уровень - но эти качества опредмечены в нем определенными элементами, подобно тому, как, например, цвет предмета обусловлен определенной краской, а звучание музыкального инструмента достигается вибрацией струн в пустотелом корпусе. Таким образом, и единство, и разнообразие качеств в манипурном объекте присутствуют, но как бы неявно, а основным его содержанием, или основным объектом внимания в нем, служат его элементы и связи между ними, причем связи не только, как говорится, горизонтальные, но и вертикальные: для манипуры характерно появление понятий иерархии и управления.

    Иерархия означает, что некоторые элементы манипурного объекта рассматриваются как обладающие качественно иной, более тонкой природой, чем другие элементы, которые обладают более грубой (плотной) природой. При этом элементы тонкой природы определенным образом управляют плотными, а обратного управления нет, то есть плотные элементы влияют на тонкие, но лишь косвенным образом, в то время как влияние тонких элементов на плотные идет прямо (непосредственно). Строго говоря, иерархия означает, что тонкими элементами управляют еще более тонкие элементы, которые можно назвать тончайшими, ими - еще более тонкие, и так далее, но общее количество этих уровней обычно не слишком велико (не превышает пяти, в редких случаях десяти).

    Манипурный объект, рассматриваемый как единое целое, в технике обычно называют системой. Для того, чтобы описать качества, которыми этот объект обладает и которые служат основным моментом рассмотрения для свадхистханного объекта, в манипурном объекте (системе) пользуются понятием подсистемы, а также функции. Подсистемы и функции манипурного объекта приблизительно выражают качества этого объекта, если он рассматривается как свадхистханный (на манипуре, напомним, качеств как таковых не существует, по крайней мере, в явном виде).

    Если пафос жизни муладхарного объекта это выживание в антагонистической борьбе со средой, а пафос свадхистханного - развитие уже имеющихся качеств в балансе с окружающей средой, то пафос манипурного объекта много сложнее. Это структуризация, дифференциация, системное усложнение объекта, повышение количества уровней в его иерархии, усложнение функций и подсистем и увеличение их количества.

    В жизни манипурного объекта большую роль играет среда - роль гораздо бóльшую, чем в жизни объекта свадхистханы. Для последнего среда исчерпывается двумя функциями: она поставляет необходимые ему качества и забирает его отходы, а также в какой-то степени ему угрожает, вынуждая возводить перед ней определенную преграду. В жизни манипурного объекта роль среды гораздо сложнее. Прежде всего, она угрожает не только его качествам и целостности, но и его частям (элементам) и связям между ними, так что его дистанцирование от среды должно быть значительно большим: здесь простой границы (забора) уже не хватает, а нужна, как говорится в военном деле, эшелонированная оборона, то есть многослойная преграда, каждый из слоев которой защищает объект от определенного вредоносного воздействия среды. Среда угрожает не только элементной базе объекта, то есть составляющим его частям, которыми она при случае будет охотно питаться, но и его структурной целостности и функциональному единству, так что от среды приходится защищать не только элементы, но и связи между ними: как предметные, то есть реализуемые элементами особого рода (например, проводами), так и более тонкие качественные связи: например, связь между элементами может быть обозначена одинаковой краской, которой они выкрашены, или общностью материала, из которого они сделаны, или их близостью в пространстве, или их соподчинением в иерархии, когда один элемент непосредственно управляет другим.

    Среда угрожает сохранению и поддержанию всех этих связей, и поэтому против нее приходится выстраивать целую систему защит; но, с другой стороны, она же является поставщиком как элементов манипурного объекта, так и каналов связи между ними, так что с ней приходится выстраивать очень сложные отношения и рассматривать ее не только с точки зрения качеств, которыми она обладает (как в случае свадхистханы), но и с точки зрения элементов, из которых она состоит, и связей, существующих между этими элементами, то есть принимать во внимание структуру окружающей среды, хотя ее постижение на манипурном уровне возможно лишь весьма приблизительно, и говорить о сколько-нибудь полной картине элементов и связей в окружающей среде здесь еще не приходится: пока что эти связи как-то осознаются и поддерживаются лишь в самом объекте.

    Для манипуры, как и для первых двух уровней, то есть для муладхары и свадхистханы, характерно представление о том, что объект является центром окружающей среды, и все процессы обмена между ним и окружающим пространством рассматриваются с его точки зрения, а вся остальная среда располагается как бы вокруг объекта, в чем-то доброжелательная и благодетельная, в чем-то - враждебная и разрушительная.

    Развитие объекта, усложнение его функций, увеличение количества подсистем и совершенствование связей между ними - все это происходит не только по воле самого объекта, но и как результат его взаимодействия со средой, так что эволюция манипурного объекта напрямую связана с необходимостью сначала выживания в среде, а затем более полной и глубокой к ней адаптации, и эта эволюция не беспредельна: в какой-то момент она кончается переходом на уровень анахаты, рассматриваемый в следующей главе. Однако пока объект находится на манипурном уровне, его отношения со средой строятся по вполне определенным правилам и законам, которые мы и попытается описать ниже.

    Как же выглядит среда глазами манипурного объекта? Приводимое ниже описание в чем-то перекликается с наивно-материалистическим взглядом на природу, который разрабатывался и был общепринят в XIX и XX веках в кругах ученых-позитивистов и, возможно, знаком русскому читателю по учебникам диалектического материализма (раздел “Познание мира”).

    С точки зрения манипурного объекта, окружающая его среда состоит из разнообразных элементов, которые сами объединяются в различного рода объекты, причем количество элементов и объектов в окружающем пространстве не так велико, они могут быть в существенных для нашего объекта чертах поняты, познаны и так или иначе обезврежены и приспособлены к нуждам его существования. В окружающей среде есть разнообразные ресурсы, с которыми нужно уметь умело распорядиться; сама по себе она достаточно агрессивна и разрушает объекты менее ловкие, низко организованные и малоадаптивные, не умеющие создавать гибкие структуры, управляющие их поведением и взаимодействием друг с другом и с окружающим миром.

    На манипурном уровне понятие экологии становится более содержательным, чем на свадхистханном (напомним, что на муладхаре его вовсе не существует). Здесь, на манипуре, экология понимается как создание облагороженной, приближенной к нуждам объекта окружающей среды в его непосредственной окрестности; чем ближе к объекту, тем более дружелюбна к нему должна быть среда; чем дальше от объекта, тем меньше усилий на нее тратится, и ее собственные обстоятельства принимаются во внимание во все меньшей степени. Таким образом, если свадхистханный способ адаптации к среде это создание зверем логова, а птицей - гнезда, то манипурный способ в большей степени свойственен человеку: он строит ирригационные каналы, культивирует злаки, приручает собаку, охраняющую его жилище, корову, дающую молоко, и овцу, приносящую шерсть, мостит дороги, по которым легче передвигаться, - словом, создает все то, что мы называем словом цивилизация.

    У человека манипуры Бог редко бывает один; или, если Он один, у Него есть сложная, иерархически распределенная система обязанностей. Но чаще Он берет на cебя высшие, самые важные функции, а менее важные поручает полубогам или ангелам, которых тоже может быть много разновидностей, начиная от высших, которые сидят по правую и левую руку от Него на Его престоле, и кончая низшими, которые общаются непосредственно с плотным миром и человеком.

    В соответствии с тремя основными способами восприятия времени, Бог выступает в различных ролях, или ипостасях: как Создатель мира, как Бог, сохраняющий мир и как Бог, разрушающий мир. Как правило, Бог выступает попеременно в мужской и женской ипостасях и в них исполняет совершенно различные функции.

    Манипурный Бог весьма благожелательно относится к сложным иерархическим структурам, склонен их созидать и поддерживать; когда же они отживают свое и перестают исполнять возложенные на них обязанности, Он их разрушает: либо Сам, либо активизируя враждебную для них окружающую среду. Нередко манипурный Бог выступает в виде Закона, регулирующего жизнь плотного плана во всех ее проявлениях, в том числе и на предметном уровне. На манипуре впервые появляется идея связи тонкого и плотного планов, в частности, прямого общения человека и Бога, и становится возможной эзотерическая картина мира, включающая в себя тонкий и плотный планы и их взаимодействие (например, в форме связывающих их друг с другом информационно-энергетических каналов).

    Манипурная религиозность в своих крайних проявлениях доходит до полного фатализма, то есть убеждения человека, что абсолютно все, что происходит в мире, подчинено прямой Божественной воле, и никакой свободы воли у человека нет. Менее крайняя точка зрения заключается в том, что часть Своей свободы Бог отдает человеку и другим живым существам, и они, используя эту свободу, воздействуют на мир - но с учетом их воздействия, развитие мира все-таки однозначно определено с точностью до судьбы его мельчайшей частицы.

    Другими словами, карма как закон причин и следствий воспринимается на манипурном уровне совершенно предметно, включая в себя состав и строение объекта. Крайняя точка зрения на карму здесь состоит в том, что конкретные события и поступки вызывают к жизни другие конкретные обстоятельства и события - в этой жизни или в следующих. Менее крайняя точка зрения состоит в том, что различаются как бы малые поступки, влияние которых на последующую карму невелико, по крайней мере, до их достаточного накопления, и большие поступки или события, которые влияют на будущую карму непосредственно, как таковые. В частности, опыт, накопленный в данном воплощении, без изъянов и искажений передается как подсознательный опыт следующего воплощения: например, то, что человек долго и с трудом осваивал тогда, он легко (словно вспоминая) учит теперь; аналогично, искушения, которые были когда-то пройдены и проработаны, уже не являются в виде больших соблазнов, и человек проходит мимо них практически равнодушно, как бы имея в виду предыдущий опыт и не нуждаясь в его повторении.

    Карма на манипуре редко предстает сама по себе на уровне элементарных событий; чаще всего у человека возникает необходимость в подробно разработанной схеме (карте) тонкого мира, каждый из слоев которого имеет свою особую карму, и в зависимости от того, на каком уровне человек находится, он общается с сущностями, населяющими соответствующий план тонкого мира, и его карма реализуется при их участии. Над одним человеком, к примеру, постоянно веет крылами ангел-хранитель, защищающий его своими двумя (или шестью) крылами, а над другим беснуется демон-разрушитель, активно вмешивающийся как в его психику, так и во внешнюю жизнь, энергично разрушая все созидательные планы своего подопечного.

    Умеренный вариант веры человека манипуры заключается в том, что Бог и Его ангельское воинство создают определенную структуру тонкого мира, поддерживающую плотный, но не определяющую его развития с точностью до конкретных деталей. В этом, то есть в деталях и оттенках деятельности, человек свободен, но в целом его жизнь определяется его миссией, то есть индивидуальным жизненным предназначением, которое определяется еще до его рождения, и выйти за его пределы невозможно.

    В соответствии с главным структурным пафосом манипуры, ее вера с наибольшей яркостью проявляется по отношению к процессу познания мира. Находясь в центре этого мира, человек манипуры обычно не ставит никаких пределов или принципиальных ограничений своему познанию: он убежден, что он может познать как себя, так и внешний мир, разобрав их на элементы и найдя связи между ними, и после этого сможет создать такой способ адаптации, или такую искусственную среду, которая удовлетворит любую его прихоть. Это вера человека, обладающего кубиками и считающего, что из этих кубиков он может создать любое сооружение, отвечающее его вкусам; мысль о том, что в достаточно сложной системе появляются жизнь и самоорганизация, далеко выходящие за пределы тех идей, которые были в эту систему первоначально заложены, на уровне манипуры еще не появляется. Зато идея воздаяния здесь может быть представлена гораздо богаче, чем на свадхистхане и тем более на муладхаре: человек манипуры понимает, что, разрушив важный элемент структуры окружающей среды, он может вызвать к жизни несообразно большие последствия, подобно тому, как падение маленького камешка в горах может привести к большому камнепаду; и его ответственность за свое поведение в окружающей среде и потребность в ее понимании и органичной в ней адаптации по сравнению с предыдущими уровнями существенно возрастают.

    На манипуре возможны сложные представления не только о тонком мире, но и о потустороннем существовании. Например, здесь вероятны идеи об иерархическом устройстве потустороннего мира: его делении на рай, чистилище и ад, причем ад может (подобно тому, так, как это описывается в тибетском буддизме, у А. Данте или у Д. Андреева), в свою очередь, подразделяться на различные слои, куда человек попадает в зависимости от качества и количества своих прегрешений.

    Логика человека манипуры богата и разнообразна. Он вводит основные кирпичики - логические утверждения, относительно которых известно, справедливы они или ложны, и ловко соединяет их разнообразными логическими связками: и, или, но, не - составляя целые тексты, назначением которых является убеждение собеседника в том, во что верить ему совершенно не хочется. Характерной чертой манипурной логики является комбинирование в одной и той же логической цепочке фактов и соображений, имеющих качественно разный характер - с точки зрения вишудхи, вещь недопустимая, но для манипуры совершенно нормальная. С манипурной точки зрения, нет разницы между сильным и слабым аргументами, а есть лишь разница между истинными и ложными посылками, и, забывая о том, что логика является не более, чем грубой моделью мира и жизни, человек манипуры склонен увлекаться и, не имея должного контроля, незаметно для себя приходить к совершенно абсурдным, хотя, возможно, логически безупречным выводам.

    С другой стороны, манипура дает возможность выработать определенную культуру мышления, например, умение не путать прямого утверждения с обратным или посылки со следствием, а это, особенно если смотреть с уровня свадхистханы, уже много.

    Энергия манипуры это в первую очередь энергия структуризации, например, способность разобрать кучу зерен по сортам, отделить зерна от плевел и т.п. Другой вид манипурной энергии необходим для того, чтобы выстроить иерархию, подобрать структуру, в рамках которой удачно расположится данная организация или удобно упорядочится семейная жизнь. Необходимость в манипурной энергии появляется у первоклассника, который после достаточно аморфной детской жизни попадает в почти взрослый распорядок дня, характеризующийся определенными занятиями и временной сеткой для них. Отдыхать не когда отдыхается, а когда надо, заниматься, когда не хочется и чем не хочется, ложиться спать по расписанию - все эти вещи могут показаться чрезвычайно жестокими, но если вглядеться в мир природы, их можно заметить и там, поэтому было бы неправильно считать манипурные режимы исключительно человеческим изобретением. Человек не только в своих действиях, но и в своем мышлении подражает природе - точнее, следует тем высоким архетипам, по которым она организована, а иерархия и структура, безусловно, находятся в природе проявленного мира. Проблема заключается в том, чтобы использовать их разумно, в частности, не полагаться на их силу как на единственно существующую.

    Следующий вид манипурной энергии это энергия, которая выделяет элементы из множества, их маркирует и связывает друг с другом предметными или символическими связями, то есть проводами, трубами или метками (идентификаторами). Не следует думать, что такая, казалось бы, простейшая вещь, как выделение элемента в мире, есть что-то незначительное и не требующее затрат; огромное количество усилий люди тратят именно на это: чтобы другие люди выделили их из социальной среды и заметили, и сказали: “Этот человек не такой, как все остальные. Надо посмотреть на него повнимательнее”. Стоимость такого выделения чрезвычайно высока; иногда на него тратится вся жизнь человека.

    Любимые роли, герои и сюжеты. Человек манипуры приходит в мир для того, чтобы идентифицировать, разделять, связывать, упорядочивать, выстраивать иерархию, управлять и регулировать. Его кумирами могут быть великие государственные деятели, полководцы, создатели сложных социальных и технических систем; при этом крупного военачальника он будет воспринимать не как завоевателя, а как человека, который объединил всю страну во имя великой цели, например, защиты отечества - здесь пафос не уничтожение противника, а объединение по-новому структурированной страны. Другой идеал человека манипуры это великий ученый, скажем, Карл Линней, который пришел на огромное поле растений, произраставших там безо всякого смысла и порядка, и сумел их научно описать, введя признаки, роды, виды и подвиды.

    Одна из любимых ролей (и профессий) человека манипуры это строитель, человек, который силой своего воображения и энергией своих рук (иногда также и инструментов) создает сложные сооружения, необыкновенные приборы и системы, дома, постройки, города и даже целые государства.

    Отрицательный герой с точки зрения манипуры это энтропия, хаос, в который обращается всякий объект без должного внимания и вложения манипурной энергии.

    Психология. С человеком манипуры интересно; с ним можно говорить на любые темы, и он может обнаружить глубину и предметность в тех областях, которые для человека свадхистханы туманны и даже непонятно, как к ним приблизиться. Его мировоззрение определяется тем, что любую область мира можно воспринять, постичь, смоделировать и научиться ее управлять, если приложить к этому достаточное количество энергии. В определенных границах это так и есть, но если человек манипуры перестарается, то он создаст уродливое искусственное сооружение, которого лучше бы в мире не было, настолько оно неудачно по своему исполнению и не соответствует окружающей среде, а может быть, и вредит ей - однако человек манипуры до поры до времени может этого не замечать. Он очень опасен для окружающей среды, по крайней мере, для тех ее областей, куда доходят его интересы. Он действительно может в какой-то мере понять, смоделировать и научиться использовать ее в своих целях, но он не замечает того, насколько порой грубы его воздействия. Его сила, которая реальна, представляет огромную опасность, если он считает ее наивысшей и наитончайшей. В то же время сами понятия тонкого и плотного появляются как раз на манипуре, и поэтому человеку манипуры может быть свойственен прозелитический энтузиазм в этом отношении, то есть ему кажется, что он понимает и чувствует тонкость, как никто, - что, однако, не соответствует действительности.

    Человек манипуры смотрит на любую область мира как на составленную из элементарных кирпичиков, которые можно распознать, а также понять правила, по которым они соединяются друг с другом и, воспроизводя эти правила, составить искусственный мир не хуже того, который дан ему Богом. Это мировоззрение тем опаснее, чем больше оно похоже на истину и, действительно, манипурный подход, достигая порой большой тонкости, способен постигать и моделировать мир в весьма значительных пределах - если смотреть манипурными глазами; если же смотреть глазами более тонких уровней (анахаты, вишудхи), то это совершенно не соответствует действительности, но человеку манипуры этого увидеть пока не дано, а все, что не вписывается в сферу им познанного, он относит либо к глупой романтике и сентиментам, либо признает, что его орудия познания и созидания пока что недостаточно тонки, - но дайте ему достаточное количество времени и сил и он, безусловно, достигнет любого уровня тонкости; в этом, однако, он ошибается.

    Как правило, весьма смешны и наивны его модели самого себя: своей психики, своей личности, своего подсознания. С другой стороны, при попытках всерьез заняться самопознанием и обнаружить свою собственную природу, человек манипуры, как правило, не удерживает манипурного уровня, потому что манипура начинается с определения элементов и их связей, а психика и личность переживаются настолько качественно, что разделить их на элементы и описать структурно чрезвычайно сложно, и лишь немногим крупным психологам удается развить психологические теории, в которых личность получает сколько-нибудь определенное и внятное формальное описание, но и эти концепции весьма грубы. Что же касается обычного человека манипуры, то он, как правило, такие тонкие психологические вопросы оставляет за скобками, то есть считает, что у него внутри все устроено примерно так же, как и в конструкторе с блоками, винтиками и гаечками, но у него пока что просто не дошли руки, чтобы разобраться в этом устройстве.

    Восприятие времени. Если на свадхистхане время является чисто качественной категорией, то на манипуре мы видим уже разнообразные попытки его количественного описания. Прежде всего, появляется летоисчисление, и прошлое, описываемое числами, которые могут ничего не значить на качественном уровне, но делают время гораздо более предметным: это было пять лет назад, а то - пятнадцать. Кроме того, появляются сложные структуры, связанные с моделированием времени. Например, человек, размышляя над актуальной в прошлом проблемой, может переключиться и представить себе, как бы он отнесся к ней, если бы она встала перед ним сейчас, и как - если она возникнет в его жизни еще через десять лет. Таким образом, он умеет помещать настоящее в прошлое и будущее, и, наоборот, прошлое и будущее наслаиваются у него на настоящее и определенным образом видоизменяют его. На манипуре появляется вариантное планирование, предполагающее разработку нескольких вариантов поведения, которым человек будет следовать в зависимости от того, как развернутся события - таким образом он пытается бороться с неопределенностью будущего. Аналогично, в настоящем он пытается усматривать логику событий, начавшихся когда-то в прошлом.

    На манипуре появляется представление о плотной карме, то есть о цепочках событий, которые связаны некоторой общей темой, получающей развитие в течение жизни человека, о тонкой карме, которая направляет плотную и связана во внутреннем мире человека с его фундаментальными ценностями, и о тончайшей (духовной) карме, которая является отдаленной первопричиной всех без исключения событий его жизни и направляющим фактором тонкой (ценностной) кармы.

    Из трех фаз времени (творение, осуществление и растворение) человек манипуры положительно относится к первой и второй и недолюбливает третью, поскольку она, как правило, сопровождается разрушением структуры. К первой фазе он, в отличие от человека свадхистханы, относится с энтузиазмом и с интересом разглядывает разнообразные кубики и типы связей, когда они ниоткуда сваливаются ему на голову; с не меньшим энтузиазмом он принимается мастерить из них объекты и встраивать их в окружающую среду.

    Есть тип манипурных исследователей, которые ориентированы на фазу творения: это исследователи нового, которые постигают новые законы природы, открывают новые природные формы, и есть люди манипурного типа, преимущественно тяготеющие к фазе осуществления: это эксплутационники, то есть люди, которые занимаются поддержанием жизни сложного манипурного объекта и его взаимодействий с окружающей средой. Вообще, любимая деятельность человека манипуры это выстраивание и поддержание функционирования сложной системы в окружающем мире. Однако в случаях, когда нужно работать с фазой растворения, то есть разрушения объекта и его растворения в окружающей среде, человек манипуры также стремится делать это системным образом, так, чтобы разрушение шло не стихийно, а по уровням, и элементы и связи разрушались по некоторой определенной схеме, которая, с его точки зрения, является оптимальной, например, приносит наименьший ущерб окружающей среде.

    Память. Независимо от того, верит ли человек манипуры в плотную карму или нет, так или иначе события его жизни для него маркированы, они соединяются у него в определенные цепочки, которые причудливым образом переплетаются друг с другом, и за которыми стоит некоторый другой, более высокий качественный смысл, который он также пытается рассмотреть и обозначить какими-то словами или понятиями. Мысль о том, что настоящее аморфно превращается в прошлое, которое постепенно гаснет, не оставляя в памяти ничего, для него непереносима, так как для него отсутствие структуры равносильно смерти, уходу в тотальное небытие. Поэтому прошлое у него выстраивается в подобного рода логические цепочки, часть которых он со временем упраздняет как чистые фантазии, а часть оказывается для него истинными. Структурированное таким образом прошлое определенным образом окрашивает и его настоящее и, таким образом, его зависимость от прошлого в целом гораздо сильнее, чем у человека свадхистханы и тем более муладхары. С другой стороны, такого рода логическое осмысление ограничивает зависимость его настоящего от любого конкретного события прошлого, позволяя ему вычленять значимые обстоятельства и организовывать их в структуру по своему усмотрению. Эта работа требует известного времени и пересмотра большой части его памяти, однако этот пересмотр, сочетающийся с наклеиванием иных этикеток, в некоторых случаях оказывается весьма эффективным. Занимаясь этим, человек манипуры склонен переоценивать эффективность такого рода маневров; иногда ему кажется, что он имеет над своим прошлым полную власть, что не соответствует действительности.

    Инстинкт самосохранения. Человек муладхары жив, покуда жив; человек свадхистханы жив до тех пор, пока владеет полной системой своих атрибутов; человек манипуры жив, пока он связан как элемент с другими людьми и коллективами определенными программами и пока он связен как сложно функционирующая система в своем внутреннем пространстве. Поэтому инстинкт самосохранения выражается у него двояко: с одной стороны, при уменьшении своей жизненности он стремится включиться в большее количество связей с окружающим миром и быть ключевым звеном в этих связях; с другой стороны, обращаясь к своему внутреннему миру, он стремится навести там порядок, обозначить элементы (то есть части своего внутреннего “я”), понять, какие связи между ними существуют, эти связи укрепить и сделать эту систему возможно более тонкой, гибкой и эффективно функционирующей. Наоборот, инстинкт саморазрушения выражается у человека манипуры в том, что он, без особых на то причин, рвет связи с окружающим миром, выходит из разнообразных программ, резко сужает круг своих знакомых и степень контактов с ними, упрощает свою внутреннюю жизнь, уменьшает количество ее элементов, делает ее более примитивной и плоской.

    Ответственность человек манипуры понимает в первую очередь как свое структурное участие в некоторой программе, включая подробное познание того объекта, за который он отвечает. Он не может ограничиться простейшей инструкцией, но обязательно попросит схему объекта, изучит, из каких частей он состоит, как он функционирует, по каким тонким признакам можно обнаружить нарушения в его работе. Пока он во всем этом не разберется, всерьез взять ответственность за объект для него совершенно немыслимо.

    Свободу человек манипуры понимает как свободу конструирования и, в какой-то степени, свободу разборки. Более глубокая свобода для него заключается в выборе элементов и связей того объекта, который он собирается конструировать или познавать. Ему можно задавать граничные условия, в частности, он способен организовывать свою жизнь и жизнь объекта, за который он отвечает, в окружающей среде довольно агрессивного рода, и при этом у него не будет ощущения нарушения свободы, но выбирать элементы или комбинировать их друг с другом это его священное право, ограничение в котором он переживает весьма тяжело. Ему может быть трудно, когда его ставят на достаточно низкую ступень в иерархии и полностью запрещают выход на более высокие ступени, но если ему разрешить хотя бы небольшой выход на управляющие слои и дать в подчинение более плотные элементы, которыми он будет управлять, он может быть вполне счастлив, даже если объективно все еще будет находиться на достаточно низкой ступени иерархии.

    Его преимуществом и сильной стороной является способность заниматься любыми мелочами как значимыми объектами, находить им определенное место, встраивать их в сложные системы как эффективные составные части. В случае, когда это делается органично, он может достигать необыкновенных успехов, в том числе в социальной организации. Если же его система перерастает потребности объекта и окружающей среды, она может чудовищным образом уродовать сам объект и окружающую среду, и тогда из него получается нечто вроде “мелочного тирана” по Карлосу Кастанеде, то есть человек, который с помощью выстроенной им административной системы попирает или уничтожает всех ее участников (таково, например, тоталитарное государство с жестким административным аппаратом, слившимся с тайной полицией и армией). Менее драматичный внешне, но не внутренне пример это “заорганизованный” своей мамой ребенок, которая вводит в его жизни строжайший режим и в каждый момент времени точно знает, что ему нужно сейчас делать, а чего не нужно, чего он хочет, а что для него нежелательно.

    Общение. Говорить с человеком манипуры об объекте или структуре, в которой он является специалистом, может быть необыкновенно интересно, если вы сами хоть немного понимаете в этом, или необыкновенно скучно, потому что он заливается соловьем и находит интерес и вкус в таких подробностях и обстоятельствах, которые на вас навеивают исключительно скуку. Он может быть глубок и тонок в своем анализе, если вы вызываете у него достаточное уважение и доверие для того, чтобы он стал разговаривать с вами о тонкостях своего предмета. Он терпеть не может огульную критику: скажите ему совершенно конкретно, чем плоха его структура, какие детали у его объекта не соответствуют общему замыслу, и тогда он отнесется к вам с уважением и будет долго благодарить, и, может быть, действительно что-то изменит в соответствии с вашими указаниями. Однако оказываемая ему помощь должна быть совершенно конкретна, поскольку общих соображений он не терпит, или же это должны быть такие общие соображения, которые он сам сможет структурировать применительно к объекту рассмотрения.

    Его собственная критика, как правило, рациональна и основана на достаточно детальном изучении рассматриваемого объекта. С другой стороны, структурный взгляд, который он предлагает, может не соответствовать внутренней структуре объекта, особенно если это естественный объект, и тогда критика и анализ с позиции ложно навязанной структуры будут не то, чтобы ложными, а прямо-таки противоестественными, но сам человек может этого совершенно не замечать.

    Вообще, тема культурного моделирования для человека манипуры это проблема номер один. У него может быть выработана хорошая интуиция на структуры сами по себе, но ему нужно пройти весьма длинный путь, изучая объект в натуральном (неструктурированном) виде, пока он не поймет, с какой стороны его следует моделировать. Особенно остро эта проблема встает при изучении таких сложных объектов, как человек (в любом аспекте его деятельности, а особенно психологическом), общество, природные и экологические системы. Они отличаются той особенностью, что наряду с громадной манипурной энергией, вложенной в их создание, в них участвуют также и энергии более высоких уровней (анахаты, вишудхи и т.д.), и понять это человеку манипуры чрезвычайно сложно, а попытки моделировать анахатную или вишудховскую энергию манипурной, как правило, проваливаются с треском.

    Вообще, энергия каждого уровня это реакция на недоработки предшествующего, так что манипурная энергия оказывается весьма полезна и актуальна там, куда было вложено слишком много свадхистханной; аналогично, энергия анахаты нередко помогает там, где длительные манипурные усилия не приводят ни к каким существенным результатам.

    Обучение. У человека манипуры сколько-нибудь содержательное обучение начинается тогда, когда вновь изучаемый предмет ему, что называется, раскладывают по полочкам. Для него очень важна ясность при освоении первоначальных понятий и связей между ними: когда она достигнута, то дальнейшее конструирование может пойти у него чрезвычайно быстро, но пока он не освоит основные элементы и связи между ними, путь вперед ему заказан. Обучая человека манипуры, не следует жалеть сил на первичную фазу обучения, а обучение погружением может быть для него чрезвычайно мучительным и долговременным; наоборот, обучение в классическом стиле, когда основные понятия вводятся отдельно и изолировано, а потом студент постепенно учится их комбинировать, сочетать вместе и таким образом составлять первые фразы - будь то изучение иностранного языка или искусство айкидо - такое обучение оказывается для человека манипуры наиболее эффективным. Когда он выучивает основные правила, его дальнейший прогресс и творчество в процессе обучения могут поразить опытного преподавателя. С другой стороны, ему может не хватить определенного рода интуиции, когда ему покажется, что в изучаемом объекте все уже в основном понятно: вполне может оказаться, что логика, скрытая в объекте, сильно отличается от той логики, которую он ему навязывает с помощью структур, появляющихся у него в голове, и такого рода ошибки иногда обнаруживаются довольно поздно и стоят студенту весьма дорого, когда в результате оказывается, что он изучил и освоил совсем не тот предмет, который собственно следовало бы изучать. Так студенты, изучающие астрологию, нередко довольно быстро выучиваются интерпретировать гороскоп, употребляя фразы собственно астрологического языка, но оказываются полностью беспомощными перевести их на язык, понятный клиенту:

    - Мне не нравится ваш Марс, он весь такой квадратный.
    - А что это значит? - в ужасе спрашивает клиент. - Что я должен с ним делать?
    - Ну, это уж ваши проблемы, - несколько неопределенно отвечает начинающий астролог, оставляя клиента в полном недоумении. (Что же ему делать с его квадратным Марсом? Что это? Родимое пятно? А может, и того хуже: родимое пятно на его астральном теле?) Впрочем, сказанное относится к изучению не только астрологии, но и других психологических наук. Гораздо легче приклеить клиенту ярлык эдипова комплекса или неассимилированного интроекта, чем сказать, как избавиться от этого самого комплекса или помочь ассимилировать указанный интроект.

    Представления о психике. Если человек манипуры не занимается специально психологией или самопознанием, то его представления о подсознании и структуре личности примерно таковы же, как и у человека муладхары, а именно: подсознания нет, а я есть я, и никаких сложностей и структур за этим не стоит. Если же человек манипуры начинает специально заниматься темой психологии, структурой устройства подсознания и структурой личности, он, конечно же, не удовлетворится простыми схемами, и его модели психики и личности будут достаточно сложными и многоуровневыми. Он вполне допустит существование у себя и у других людей различных субличностей, которые существуют почти незаметно для сознания, в разные моменты берут власть над его волей и, так сказать, гнут свою линию. Аналогичные представления он будет навязывать окружающим, а будучи психологом, попытается наложить эту структуру на своих пациентов, что для последних может быть совершенно непонятным и неадекватным, особенно если они сами относятся не к манипурному уровню, а, например, к свадхистханному или анахатному. Тем не менее, такового рода давление, идущее даже от сравнительно простых структур, как, например, тех, которые были у Фрейда или у Юнга, может оказаться для пациента достаточно серьезным, если он не только сознательно, но и подсознательно примет предложенную терапевтом структуру личности и подсознания, а также расстановку противоборствующих и взаимодействующих в нем сил. Если эта структура будет сравнительно адекватна, то процесс психотерапии может пойти успешно, но если она будет находиться в сильном противоречии с реальным устройством психики клиента, то у него могут возникнуть очень тяжелые негативные эффекты, проявляющиеся и во время, и много лет спустя после психотерапии.

    Тело и пластика. Тело человека манипуры как бы состоит из различных, сочетающихся друг с другом частей. Он и лечиться предпочитает по частям: сегодня желудок, завтра тонкий кишечник, послезавтра толстый, а в воскресенье - прямая кишка. Двигается он так, что бросается в глаза движение его отдельных частей, а также их стыковка друг с другом (чем-то это напоминает движение куклы на веревочках). Ему не хватает плавности, характерной для свадхистханы и анахаты, но в то же время он может освоить любой танец, любое движение по составляющим его частям, и достаточно эффектно его исполнять. Если человеку свадхистханы может быть трудно или даже практически невозможно усвоить некоторые движения, то для человека манипуры не существует движений, которых он не мог бы при некотором труде воспроизвести, но органичного сочетания этих движений друг с другом в определенном танце, а главное, в естественном движении его собственного тела, при котором оно кажется вылепленным из одного куска, у него, как правило, не получается. Можно сказать, что он несколько угловат, но не так, как на муладхаре, - в человеке манипуры как бы больше суставов. Точно так же он взаимодействует с внешней средой и с различными предметам; его легко научить техническим навыкам, но ему трудно освоить искусство.

    На варварском уровне проработки человек манипуры выбирает себе простенькую структуру из двух-трех элементов и парочки связей между ними и, что называется, на ней стоит, нагружая этой структурой подходящие и неподходящие объекты и настаивая на ней во всех случаях, а особенно в тех, когда этого не стоило бы делать. Это тот случай, о котором народная мудрость говорит: “Иная простота хуже воровства”. Это значит, что та простота видения и обращения с объектом, которую он себе позволяет, объект в лучшем случае уродуют, а в худшем - уничтожают, к большому удивлению самого человека манипуры: ведь он же все видел и делал правильно. Тем не менее, знание десятка объектов и двух-трех способов комбинирования позволяют этому человеку строить, пусть варварски, дома, в которых, пусть плохо, но можно жить, и социальные структуры, которые оказываются действенными, по крайней мере, в отношении функций угнетения, притеснения и доведения населения до уровня необходимого послушания. Самые жесткие тоталитарные режимы пользуются, как правило, весьма грубыми, но от этого не менее эффективными способами управления своими народами с помощью примитивных иерархических систем.

    На любительском уровне человек манипуры уже понимает, что навязывать примитивную и произвольно взятую структурную модель объекту не самый лучший, да и не самый интересный способ поведения. Поэтому он некоторое время изучает объект, рассматривает и разбирает его разными способами на элементы, пытается выявить естественные связи, возникающие между этими элементами. Его модель уже носит отпечаток истинности, и на ее основе можно строить из тех же элементов новые искусственные объекты, которые будут обладать определенной живучестью в той же самой окружающей среде, особенно если на первичном уровне объект рассматривался не сам по себе, а в его природном окружении. Но основные акценты или пафос любительского уровня манипуры заключается не в качествах созданного объекта, а в самом полете фантазии человека, который на основе имеющихся у него “первичных кирпичиков” строит здания и сооружения, которых никогда не было в природе, и с восторгом предается самому процессу конструирования, а затем и эксплуатации этого сложного искусственного сооружения, ощущая себя Богом-творцом, а потом охранителем мира.

    На профессиональном уровне проработки манипуры человек уже не только тщательно изучает экологию основательно изучаемого или проектируемого объекта, но и детально разрабатывает иерархию элементов и их взаимное управление и строит объект таким образом, что законы жизни разных его планов совершенно различны. При этом конструированию тонких планов он уделяет, может быть, даже больше внимания, чем конструированию плотных, несмотря на то, что последние видны лучше. Кроме того, он обращает большое внимание на связи как между разными элементами данного плана, так и между элементами разных планов. Его творения кажутся во многом совершенными, но все равно это не более, чем поделки ремесленника: настоящей жизни в них нет и не может быть. С другой стороны, как искусственные механизмы, которые помогают человеку в его жизни и деятельности, они могут быть очень полезными. Однако одной лишь манипурной энергии недостаточно для того, чтобы создать полноценный живой объект, для этого нужны энергии более высоких уровней.

продолжение >>>

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7