на самую первую страницу Главная Карта сайта Археология Руси Древнерусский язык Мифология сказок

 


ИНТЕРНЕТ:

    Гостевая сайта
    Проектирование


КОНТАКТЫ:
послать SMS на сотовый,
через любую почтовую программу   
написать письмо 
визитка, доступная на всех просторах интернета, включая  WAP-протокол: 
http://wap.copi.ru/6667 Internet-визитка
®
рекомендуется в браузере включить JavaScript


РЕКЛАМА:

Прана

космология в индийских Ведах

изм. от 18.01.2018 г - ()

    Данная статья представляет собой расширенное описание термина прана, приведенного в статье Космология в индийских Ведах. Поэтому рекомендуется сначала ознакомиться с указанной статьей.

    Итак. Центры праны, нади, жизненные центры таттв, обычное изменение дыхания.

    Прана есть то состояние свойственной таттвам материи, которое окружает Солнце и в котором движутся Земля и другие планеты. Это следующее состояние, более высокое, чем материя в земном состоянии. Земная сфера отделена от солнечной праны акашей. Эта акаша является непосредственной матерью земной вайю-таттвы, прирожденным цветом которой является голубой. Это из-за нее небо выглядит голубым.

    Хотя в этом месте, в небесах, прана изменяется в акашу, которая дает рождение земной вайю-таттве, лучи солнца, падающие на сферу снаружи, не останавливаются в их внутреннем путешествии. Они преломляются, но и движутся далее в земную сферу несмотря ни на что. Посредством этих лучей океан праны, который окружает нашу сферу, оказывает на нее организующее влияние. Земная прана - это земная жизнь, которая проявляется в форме всех живых организмов нашей планеты и как целое является ни чем иным, как модификацией солнечной праны.

    По мере того, как Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца, в земной пране развиваются двойные центры. В течение дневного вращения каждое место, по мере того как оно подвергается прямому влиянию Солнца, посылает вперед положительный жизненный ток с востока на запад. В течение ночи то же место посылает вперед отрицательный ток. В годовом движении положительный ток путешествует с севера на юг в течение шести месяцев лета - дня дэвов - и отрицательный в течение оставшихся шести месяцев - ночи дэвов. Север и восток, таким образом, посвящены положительному току; противоположные стороны - отрицательному току. Солнце является повелителем положительного тока, Луна отрицательного, так как отрицательная солнечная прана в течение ночи приходит к Земле от Луны.

    Земная прана является эфирной сущностью с двойными центрами работы. Первый является северным, второй - южным. Две половины этих центров являются восточными и западными центрами. В течение шести месяцев лета ток бежит с севера на юг, а в течение других месяцев отрицательный ток идет другим путем.

    С каждым месяцем, с каждым днем, с каждой нимешей этот ток совершает малый курс, и пока этот ток продолжает свое движение, дневное вращение дает ему восточное или западное направление. Северный ток бежит в течение дня человека от востока к западу, в течение ночи - от запада к востоку. Направления другого тока соответственно противоположны упомянутым. Итак, практически существует только два направления - восточное и западное. Различие северного и южного токов практически не чувствуется в земной жизни. Эти два тока создают в земной пране две различные модификации составляющих эфиров. Лучи эфира этих эфирных модификаций, исходящие из их различных центров, бегут друг в друга - один дает жизнь, силу, форму, а другой - качества первому. Вдоль лучей, возникающих из северного центра, бегут токи положительной праны, вдоль тех, которые возникают из южного, - токи отрицательной праны. Восточный и западный каналы этих токов называются соответственно пингала и ида - два знаменитых нади тантристов. Другие носители праны лучше обсуждать, когда мы говорим о человеческом теле.

    Воздействие этой земной праны развивает два центра работы в грубой материи, которая должна образовать человеческое тело. Часть материи собирается вокруг северного, и часть вокруг южного центра. Северный центр развивается в мозг, южный - в сердце. Общая форма земной праны чем-то похожа на эллипс. В нем северный фокус есть мозг, южный - сердце. Между этими фокусами располагается столб, вдоль которого собирается положительная материя. Линия посередине есть место, где восточное и западное - правое и левое - деления столба соединяются. Этот столб является продолговатым мозгом. Центральная линия - это также сушумна, правое и левое деления - пингала и ида. Лучи праны, которые расходятся тем или иным путем от этих нади, являются только их разветвлениями и составляют вместе с ними нервную систему.

    Отрицательная прана собирается вокруг южного центра. Он также принимает форму, аналогичную первой. Правый и левый отделы этого столба являются правым и левым отделами сердца. Каждый отдел имеет два разветвления, и каждое разветвление снова разветвляется на другие. Эти два отверстия каждого пути являются одно веной, а другое артерией, четыре входа в четыре камеры - четырьмя лепестками лотоса сердца. Правая часть сердца снова, со всеми ее разветвлениями, называется пингалой, левая - идой, а средняя - сушумной.

    Есть основания думать, что о сердце говорят только как о лотосе, в то время как предыдущие названия установлены независимо для нервной системы. Ток праны циркулирует вперед и назад, а также вовне. Причина этого лежит в кратковременных изменениях сущности праны. В течение года в каждый момент имеет место изменение состояния в земной пране за счет изменяющихся сил солнечного и лунного токов.

    Таким образом, каждый момент является, строго говоря, новой сущностью праны. Как говорил Будда, вся жизнь является преходящей. Момент, который является первым, чтобы бросить в материю зародыш, который разовьется в два центра, является первой причиной организованной жизни. Если следующие моменты благоприятны по их таттвическому эффекту для первой причины, то организм получает силу и развивается; если нет, то импульс оказывается бесплодным. Общий эффект от этих следующих моментов поддерживает общую жизнь; но импульс от какого-либо одного момента стремится пройти, как другие - войти. Устанавливается, таким образом, система движения вперед и назад. Один момент праны, исходящей из центра ее жизнедеятельности, идет в отделенные концы грубых сосудов - нервов и кровеносных сосудов - организма. Исходящий момент дает, однако, импульс назад.

    Несколько моментов нужны для завершения переднего импульса и завершения заднего. Этот период различен в разных организмах. Когда прана бежит вперед, легкие вдыхают, когда она отступает, происходит процесс выдоха.

    Прана движется в пингале, когда она движется от северного центра к востоку, и от южного к западу; она движется в иде, когда она движется от северного центра к западу, и от южного к востоку. Это означает, что в этом случае прана движется от мозга: направо по кровеносным сосудам, налево и назад к мозгу; и от сердца налево через правую сторону назад к сердцу. В последнем случае наоборот. Используем другие термины. В первом случае прана движется от нервной системы направо через систему кровеносных сосудов налево, и снова назад к нервной системе; или от системы кровеносных сосудов налево через нервную систему направо, и снова назад к системе кровеносных сосудов. Эти два тока совпадают. В последнем случае наоборот. Левая часть тела, содержащая как нервы, так и кровеносные сосуды, может быть названа левой пингалой. Правый и левый бронхи образуют также части соответственно пингалы и иды, как любые другие части правой и левой сторон тела. Что же представляет собой сушумна? Сушумна место, где ида и пингала соединяются. В действительности это то место, из которого прана может двигаться по какому-либо пути - правому или левому - или, при определенных условиях, обоими путями. Это то место, которое прана должна пройти, когда она движется от правого к левому и слева направо. Поэтому она (сушумна) является как позвоночным каналом, так и сердечным каналом. Позвоночный канал простирается от брахмарандхры, северного центра праны, через весь позвоночный столб (брахмаданду). Сердечный канал простирается от южного центра, находящегося посередине между двумя долями сердца. Когда прана движется от позвоночного канала к правой руке и сердцу, работает правое легкое; дыхание входит и выходит из правой ноздри. Когда она достигает южного канала, вы не можете чувствовать дыхание из какой-либо ноздри. Когда, однако, она выходит из сердечного канала налево, дыхание начинает выходить из левой ноздри, и течет через нее, пока прана снова не достигает позвоночного канала. Там снова вы перестаете чувствовать дыхание из какой-либо ноздри. Влияние этих двух положений праны на поток дыхания идентично, и поэтому думается, что сушумной обозначаются как северный, так и южный каналы. Если мы можем говорить таким образом, то давайте изобразим плоскость, проходящую посередине между позвоночным и сердечным каналами. Эта плоскость пройдет через полость сушумны. Но пусть будет ясно, что в действительности нет такой плоскости. Вероятно, будет более правильно сказать, что когда лучи положительной иды и пингалы простираются каким-либо путем как нервы, а лучи отрицательных - как кровеносные сосуды, лучи сушумны простираются по всему телу посередине между нервами и кровеносными сосудами, положительными и отрицательными нади.

    Вот описание сушумны в Науке Дыхания: «Когда дыхание входит и выходит в один момент через левую и в другой - через правую ноздрю, это также есть сушумна. Когда прана находится в этой нади, рождается огонь смерти; это называется вишува. Когда она движется один момент в правой, в другой в левой, пусть это называется неравным состоянием (вишамабхава); когда она движется через обе сразу, мудрец назвал это вишува».

    Еще: «Это есть сушумна во время прохождения праны из иды в пингалу, или наоборот, а также во время изменения одной таттвы в другую».

    Далее сушумна имеет две другие функции. Она называется ведоведа в одном из своих проявлений и сандхья-сандхи - в другом. Когда, однако, правое и левое направления сердечной праны совпадают с левым и правым направлениями позвоночного тока, обходятся без двойной сушумны. Согласно им, только позвоночный канал является сушумной. Текстами этого типа являются «Уттара-гита» и «Шат-чакрани-рупана». Этот метод объяснения устраняет много трудностей. Лучшей характеристикой такого взгляда является его сравнительная простота. Правосторонний ток от сердца и левосторонний ток от позвоночного столба, оба могут, без всякой трудности, рассматриваться как левосторонние позвоночные токи, а остающиеся два тока могут рассматриваться как правосторонние позвоночные токи.

    Есть еще один довод в защиту этого взгляда. Нервная система представляет Солнце, а система кровеносных сосудов – Луну. Следовательно, реальная сила жизни обитает в нервах. Положительная и отрицательная - солнечная и лунная - фазы жизненной материи являются только различными фазами праны, солнечной материи. Более далекая и поэтому холодная материя является отрицательной по отношению к более близкой и поэтому более горячей. Эта солнечная жизнь, которая сама проявляется в различных формах, в системе кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды являются только вместилищами нервных сил. Следовательно, в нервной системе реальная жизнь грубого тела есть истинные ида, пингала и сушумна. Они являются, в таком случае, позвоночником, а также правой и левой симпатической нервной системой со всеми их ответвлениями во всем теле.

    Таким образом, развитие двух центров является первой стадией в развитии плода. Материя, которая собирается под влиянием северного центра, есть позвоночник; материя, которая собирается вокруг южного центра, есть сердце. Дневное вращение делит эти столбы или каналы на правое и левое деления. Затем коррелятивное влияние этих двух центров друг на друга развивает высшее и низшее деления в каждом из этих центров. Это происходит отчасти тем же путем, и по тому же закону, как «лейденская банка» заряжается положительным электричеством от отрицательного стержня. В результате, каждый из этих центров делится на четыре части:

1. правостороннюю положительную;
2. левостороннюю положительную;
3. правостороннюю отрицательную;
4. левостороннюю отрицательную.

    В сердце эти четыре деления называются правыми и левыми предсердиями и желудочками. Тантры именуют эти четыре деления четырьмя лепестками сердечного лотоса и обозначают различными буквами. Положительные лепестки сердца образуют центр, из которого выходят положительные кровеносные сосуды - артерии; отрицательные лепестки являются начальными точками отрицательных кровеносных сосудов - вен. Эта отрицательная прана характеризуется десятью энергиями, известными как: прана, апана, самана, въяна, удана, крикала, нага, девадатта, дхананджая, курма.

    Эти десять энергий называются прана-вайю или просто вайю. Слово «вайю» происходит от корня «ва»(двигаться) и означает ни что иное как движущую силу. Тантристы не пытаются придать ей характеристики газа. Следовательно, об этих вайю мы будем говорить в будущем как о побуждениях или движущих силах праны. Эти десять проявлений праны некоторыми сводятся только к первым пяти, - теми, кто утверждают, что остающиеся являются только модификациями первых, которые являются наиважнейшими из функций праны. Это, однако, только вопрос деления и классификации. С левой стороны положительный лепесток праны собирается в нади, которая разветвляется в грудной клетке и легких, и опять собирается в нади, которая открывается в правосторонний отрицательный лепесток. Этот полный курс образует нечто вроде круга (чакры). Эта нади называется в современной науке легочными артерией и веной. Два легких возникают посредством чередующихся действий положительной и отрицательной праны восточной и западной сил.

    Аналогично из правостороннего положительного лепестка разветвляются несколько нади, которые идут как вверх, так и вниз в двух направлениях, в первом над северной, в последнем над южной силы. Все эти нади после кругового движения через верхнюю и нижнюю части тела открываются в левосторонний отрицательный лепесток. Между левосторонним положительным и правосторонним отрицательным лепестком находится одна чакра. Эта чакра включает в себя легочную артерию, легкие и легочную вену. Грудная клетка дает место этой чакре, которая является положительной относительно нижних частей тела, в которых бегут ответвления нижней чакры, которая позднее соединяет правосторонний положительный и левосторонний отрицательный лепестки.

    В указанной чакре (в полости грудной клетки) находится местоположение праны, первого и наиболее важного из десяти проявлений. Вдох и выдох являются истинными показателями изменения праны, причем легочные проявления из них имеют одинаковое название. При изменениях праны мы имеем соответствующее изменение в других функциях жизни. Нижняя отрицательная чакра содержит главные местоположения некоторых других проявлений жизни: апана локализована в длинном кишечнике; самана - в пупке и так далее.

    Аналогично, удана локализована в горле, вьяна - во всем теле. Удана вызывает рвоту; курма в глазах заставляет их закрываться и открываться; крикала в желудке вызывает голод. Короче, продолжая от четырех лепестков сердца, мы получаем всю сеть этих кровеносных сосудов. Есть два типа этих кровеносных сосудов, расположенных рядом в каждой части тела, связанных неисчислимыми малыми каналами - капиллярами.

    Мы читаем в «Прашнопанишад»: «Из сердца (ответвляются) нади. Из них 101 главных (прадхана-нади). Каждая из них разветвляется на 100. Каждая из этих опять на 72.000».

    Таким образом, есть 10.100 нади-ветвей, и 727.200.000 еще более мелких или, что называется, веточек-нади. Эта терминология взята по аналогии с деревом. Корень его - в сердце. Отсюда продолжаются ветвиться различные стволы. Они разветвляются на ветви, а те снова на веточки-сосуды; все эти нади вместе составляют 727.210.201. Далее, из них одна есть сушумна; последняя делит половину и половину на две половины тела. Так, мы читаем в «Катхопанишад»: «Сто и одна нади связаны с сердцем. Из них одна выходит в голову. Выходя по ней, становятся бессмертными. Другие становятся причиной посылки принципа жизни из различных других состояний».

    Эта одна, которая идет в голову, есть сушумна. Затем сушумна есть та нади, нервным субстратом которой или резервуаром сил является позвоночный столб. Из остающихся главных нади, ида является резервуаром жизненной силы, которая работает в левой части тела, имея пятьдесят главных нади. Они продолжают делиться как выше. Нади третьей степени становятся настолько крошечными, что их видно только под микроскопом. Ответвления сушумны по всему телу служат в течение жизни для того, чтобы нести прану от положительных к отрицательным частям тела и наоборот. В случае крови - это современные капилляры.

    Ведантисты, конечно, принимают сердце в качестве начальной точки этого ответвления. Йогины же - исходя из пупка. Таким образом, в книге о Науке Дыхания мы читаем: «От корня в пупке исходят 72.000 нади, распространяющиеся по телу. Это спит богиня Кундали подобно змее. Из этого центра (пупка) десять нади идут вверх, десять идут вниз, и две - криво».

    Число 72.000 есть результат их собственного специального подсчета. Довольно естественно, что мы принимаем такое деление, если понимаем суть дела. Вдоль этих нади движутся различные энергии, которые образуют и поддерживают существование физиологического человека. Эти каналы собираются в различные части тела человека как центры различных проявлений праны. Это подобно воде, падающей с высоты, собирающейся в различные озера, из каждого озера истекают несколько потоков. Эти центры следующие: центры силы рук, центры силы ног, центры силы речи, центры силы выделительной системы, центры силы половых органов, центры силы переваривания и поглощения, центры силы дыхания, центры силы пяти чувств.

    Те из этих нади, которые переходят в отверстия тела, выполняют самые важные функции тела, и, следовательно, говорят, что они являются десятью главными во всей системе. Вот они:

1. Гандхари идет в левый глаз;
2. Хастиджихва идет в правый глаз;
3. Паста идет в правое ухо;
4. Яшасвини идет в левое ухо;
5. Аламбуша, или аламмукха (как пишется в одном манускрипте), идет в рот. Это, очевидно, есть питающий канал;
6. Куху идет в половые органы;
7. Шанкхини идет в органы выделения;
8. Ида : это нади, которая ведет в левую ноздрю носа;
9. Питала : это нади, которая ведет в правую ноздрю. Оказывается, что эти названия даны этим локальным нади по той же причине, по какой под тем же названием известно легочное проявление праны.
10. Сушумна: она уже разъяснена в ее различных фазах и проявлениях.

    Существуют еще два отверстия тела, которые получают свое естественное развитие в женской груди. Вполне возможно, что нади дамани, о которой не было сделано никакого особого упоминания, может быть идет в одну из них. Как бы то ни было, принцип деления и классификации ясен. Центры моральной и интеллектуальной сил также существуют в этой системе. Таким образом, мы читаем в «Вишрамопанишад» ( рисунок послужит иллюстрацией перевода):

«1. В то время как ум покоится в восточной части (или лепестке), которая белая по цвету, он склонен к терпению, щедрости и почтению.
2. В то время как ум покоится в юго-восточной части, которая является красной по цвету, он склонен ко сну и злости.
3. В то время, как ум покоится в южной части, которая является черной по цвету, он склонен к гневу, меланхолии и плохим тенденциям.
4. В то время как ум покоится в юго-западной части, которая является голубой по цвету, он склонен к зависти и хитрости.
5. В то время, как ум покоится в западной части, которая коричневая по цвету, он склонен к улыбкам, влюбленности и шутливости.
6. Пока ум покоится в северо-западной части, которая является индиго по цвету, он склонен к тревоге, беспокойной неудовлетворенности и апатии.
7. Пока ум покоится в северной части, которая является желтой по цвету, он склонен к любви, наслаждению и кротости.
8. Пока ум покоится в северо-восточной части, которая является белой по цвету, он склонен к жалости, прощению, размышлению и религии.
9. В то время когда ум покоится в сандхи (соединениях) этих частей, то в теле и дома болезнь и беспорядок, а ум склонен к трем настроениям.
10. В то время как ум покоится в средней части, которая является фиолетовой по цвету, то сознание уходит по ту сторону свойств (трех свойств манаса), и он склонен к Знанию».

    Когда любой из этих центров находится в действии, ум сознает тот же тип чувств и склонен к ним. Месмерические пассы служат только для возбуждения этих центров. Эти центры локализованы в голове, а также в груди, а также в области живота и поясницы, и т. д. Это те центры, которые вместе с самим сердцем носят название падм или камал (лотосов). Некоторые из них больше, некоторые маленькие и очень маленькие. Тантрический лотос является типом растительного организма, корнем с различными ветвями. Эти центры являются резервуарами различных сил и следовательно корнями падм, нади, ответвляющиеся от этих центров, являются их различными ветвями.

    Нервные плексусы современных анатомов совпадают с этими центрами. Из того, что было сказано выше, будет очевидно, что эти центры образованы кровеносными сосудами. Но единственным отличием между нервами и кровеносными сосудами является различие между носителями положительных и отрицательных пран. Нервы являются положительной, кровеносные сосуды отрицательной системой тела. Везде, где есть нервы, есть и соответствующие кровеносные сосуды, те и другие неразличимо называются нади. Одни в качестве своего центра имеют сердце, другие тысячелепестковый лотос мозга. Система кровеносных сосудов является точной картиной нервной системы; фактически, является только ее тенью. Подобно сердцу мозг имеет свои верхние и нижние отделы - головной мозг и мозжечок, - а также свои правый и левый отделы. Нервы, идущие в каждую часть тела и возвращающиеся оттуда с идущими в верхнюю и нижнюю части, соответствуют четырем лепесткам сердечного центра. Эта система также имеет столько же центров энергии, как и первая. Эти центры совпадают по положению. Фактически они одни и те же - нервные плексусы и ганглии современной анатомии. Таким образом, тантрические падмы это не только центры нервной силы - положительной северной праны - но также по необходимости и отрицательной праны.

    Перевод Науки Дыхания, который теперь представляется читателю, имеет два раздела, перечисляющих различные действия, которые следует делать во время потока положительного или отрицательного дыхания. Они не показывают ничего больше того (что в некоторых случаях может быть очень легко проверено), что определенные действия лучше делать при положительной энергии. Принятие химических веществ и их обмен являются подходящими для этого действиями, а также любые другие.

    Некоторые из химических веществ лучше ассимилируются отрицательной (например, молоко и другие жирные вещества), а другие положительной праной (другая пища, - та, которая переваривается в желудке). Одни из наших ощущений оказывают более длительное влияние на отрицательную, другие на положительную прану.

    Прана организовывает грубую материю в матке в нервную и кровеносную системы. Прана, как было видно, состоит из пяти таттв, а нади служат только как линии для перемещения энергетических токов таттв. Центры силы, указанные выше, являются центрами таттвической силы. Таттвические центры в правой части тела являются солнечными, а в левой - лунными. Как солнечные, так и лунные центры бывают пяти типов. Их вид определяется тем, что называется нервными ганглиями. Полулунные ганглии являются резервуарами апас-таттвы. Аналогично мы имеем резервуары других сил. Из этих центральных резервуаров таттвические токи бегут по одним и тем же линиям, и выполняют различные действия, предназначенные им в физиологической экономии.

    Все в человеческом теле, что обладает большим или меньшим сопротивлением сцепления, образовано из притхиви-таттвы. Но в нем работают различные таттвы, отпечатывая различные свойства на различных частях тела.

    Вайю-таттва, среди других таттв, выполняет функции, дающие рождение и питающие кожу; положительная функция дает нам положительную, а отрицательная - отрицательную кожу. Каждая из них имеет пять слоев: Чистая вайю, Вайю-агни, Вайю-притхиви, Вайю-апас, Вайю-акаша.

    Эти пять классов клеток имеют следующие конфигурации:

    1. Чистая вайю: это полная сфера вайю.

    2. Вайю-агни : треугольник налагается на сферу, и ячейки имеют форму, в чем-то подобную следующей:

    3. Вайю-притхиви : это результат наложения прямоугольной притхиви на сферическую вайю.

    4. Вайю-апас : что-то похожее на эллипс, полумесяц налагается на сферу:

    5. Вайю-акаша : сфера, уплощенная суперпозицией круга и точек:

    Микроскопическое исследование кожи покажет, что клетки кожи имеют именно такой внешний вид.

    Аналогично костям, мышцам и жиру дается рождение посредством притхиви, агни и апаса. Акаша появляется в различных положениях. Везде, где есть какое-либо место для какого-нибудь вещества, есть акаша. Кровь является смесью питательных веществ, поддерживающейся в жидком состоянии апас-таттвой праны.

    Таким образом, видно, что в то время, как земная прана является точным проявлением солнечной праны, человеческое проявление является точным проявлением той или другой. Микрокосм является точной копией картины макрокосма. Четыре лепестка лотоса сердца разветвляются на двенадцать нади

    Аналогично мозг имеет двенадцать пар нервов. Это двенадцать знаков зодиака, как в положительной, так и в отрицательной фазах. В каждом знаке Солнце поднимается 31 раз. Поэтому мы имеем 31 пару нервов. Вместо пар на языке Тантр мы говорим о чакрах (дисках или кругах). Везде, где 31 чакра связаны с 12 парами (чакрами) нервов мозга, проходящих через тело, мы имеем бегущие бок о бок кровеносные сосуды, продолжающиеся от 12 нади сердца. Единственное различие между позвоночными и сердечными чакрами заключается в том, что первые лежат крест-накрест, тогда как последние лежат вдоль тела. Симпатические ходы состоят из линии татвических центров-падм или камал. Эти центры лежат во всех упомянутых чакрах. Таким образом, из двух центров работы мозга и сердца - знаков зодиака в их положительном и отрицательном аспектах - разветвляется система нади. Нади, из какого-либо центра бегущие в другой, так много, что одна группа всегда находится рядом с другой. 31 чакра позвоночника вызывается к существованию и соответствует 31 восходу Солнца, а чакры сердца 31 - заходу солнечно-зодиакальных знаков. В этих чакрах находятся различные таттвические центры; одна группа положительная, другая -отрицательная. Первая верна мозгу, с которым связана симпатическими ходами; последняя верна сердцу, с которым она имеет различные связи. Эта двойная система с правой стороны называется пингалой, с левой - идой. Ганглии центров апас-таттвы являются полумесяцами, ганглии теджас-, вайю-, притхиви- и акаша-таттв соответственно треугольными, сферическими, прямоугольными и круговыми фигурами. Ганглии составных таттв имеют составные фигуры.

    Каждый таттвический центр имеет ганглии всех таттв, окружающих его. В этой системе нади движется прана. Когда солнце проходит в знак Овна в макрокосме, прана переходит в соответствующие нади (нервы) мозга. Оттуда она каждый день спускается к позвоночнику. С подъемом Солнца она спускается в первую позвоночную чакру направо. Таким образом, она переходит в пингалу. Она движется вдоль нервов правой стороны, переходя в то же время постепенно в кровеносные сосуды. Вплоть до полудня каждого дня сила этой праны больше в нервной, чем в венозной чакре. В полдень они становятся равными по силе. Вечером (с заходом солнца) прана со своей полной силой переходит в кровеносные сосуды. Оттуда она собирается в сердце, отрицательный южный центр. Затем она распространяется в левосторонние кровеносные сосуды, переходят постепенно в нервы. В полночь сила уравнивается, утром (пратах-сандхья) прана находится точно в позвоночнике; оттуда она начинает путешествовать вдоль второй чакры (диска круга). Таков путь солнечного тока праны. Луна дает рождение другим меньшим токам. Луна движется в 12 раз быстрее, чем солнце. Поэтому в то время, как солнце проходит над одной чакрой (т. е. в течение 60 гхари - дня и ночи), луна проходит над 12 дополнительными чакрами. Поэтому мы имеем 12 дополнительных изменений праны в течение 24 часов. Если предположить, что Луна также начинает свое движение в Овне, то она начинает его подобно Солнцу в первой чакре и занимает 58 мин. 4 сек. для прохождения от позвоночника к сердцу и столько же минут от сердца назад к позвоночнику.

    Обе эти праны движутся по их соответствующим путям вдоль таттвических центров, о которых говорилось выше. Та или иная из них в какой-либо один момент времени находится в одном и том же классе таттвических центров в какой-либо одной части тела. Она проявляется сначала в вайю-, затем в теджас-, в притхиви-, и наконец, в апас-центрах. После каждого приходит акаша и непосредственно предшествует сушумне. Когда лунный ток проходит из позвоночника направо, дыхание выходит из правой ноздри и по мере того, как ток праны остается в задней части тела, таттвы изменяются от апаса к вайю. Когда прана переходит в сердце, дыхание начинает течь из левой ноздри, и по мере того, как она находится в передней части тела, таттвы изменяются от вайю к апасу. Они изменяются назад так же, как раньше, пока прана не достигнет позвоночника, когда мы имеем акашу сушумны. Таково обычное изменение праны, которое мы имеем, будучи совершенно здоровыми. Импульс, который был дан локализованной пране солнечными и лунными силами, которые дают активную силу и существование пране, как ее прототипу, заставляют ее работать таким же образом раз и навсегда. Выработанные из человеческой свободной воли, и некоторые другие силы изменяют природу локальной праны и индивидуализируют ее таким образом, чтобы сделать ее отличимой от универсальной земной или эклиптической пран. Изменяя природу праны, можно в различной степени воздействовать на порядок таттвических и положительных и отрицательных токов. Болезнь есть результат этого изменения. Фактически, поток дыхания является самым верным указанием таттвических изменений тела. Баланс положительных и отрицательных таттвических токов приводит к здоровью, нарушение их гармонии - к болезни. Наука потока дыхания имеет поэтому наивысшую важность для каждого человека, который ценит свое собственное здоровье и здоровье своих ближних. Это есть в то же время наиболее важная, полезная и всесторонняя, самая легкая и самая интересная ветвь йоги.

    Она учит нас, как руководить нашей волей, чтобы совершить желаемые изменения в порядке и природе наших положительных и отрицательных таттвических токов. Она делает это следующим образом. Любое физическое действие есть прана в определенном состоянии. Без праны нет действия, а каждое действие есть результат различных гармоний таттвических токов. Таким образом, движение в какой-либо одной части тела есть результат активности вайю-центров в этой части тела. Таким же образом, всякий раз, когда активизируются притхиви-центры, мы чувствуем наслаждение и удовлетворение. Причины других ощущений аналогичны. Мы находим, что при изменении положения тела лежа мы дышим соответствующей ноздрей. Мы поэтому заключаем, что если мы лежим на каком-нибудь боку, то дыхание будет вытекать в противоположной ноздре. Поэтому, всякий раз, как мы видим, что желательно изменить отрицательное состояние нашего тела, на положительное, мы прибегаем к этому приему.

ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ

    Пранамайя-коша (слой жизни) изменяется в три общих состояния в течение дня и ночи - бодрствование, дремота, сон (джаграт, свапна, cyшупти). Эти три изменения производят соответствующие изменения в маномайя-коше (ментельном кольце), и оттуда возникает сознание изменений жизни. Ум, фактически, лежит позади праны. Нити (таттвические линии) первого инструмента тоньше, чем последнего, то есть в первом мы имеем большее число колебаний (вибрации), чем в последнем, в течение одного и того же промежутка времени. Их напряжения, однако, стоят друг к другу в таком отношении, что при колебаниях одного другой сам начинает колебаться (резонанс). Поэтому эти изменения приводят ум к аналогичному появлению и вызывается осознание явления. Это, однако, происходит некоторое время спустя. Эти изменения делятся на три общих состояния - бодрствование, дремоту (обычный сон) и сон (глубокий сон).

    Бодрствование является положительным, сон отрицательным состоянием праны, дремота является соединением двух (сушумна сандхи). Как утверждалось ранее, солнечный ток путешествует в положительном направлении в течение дня, и мы бодрствуем. Когда приходит ночь, хозяином тела становится положительный ток. Он приобретает такую большую силу, что чувственные и активные органы теряют привязанность к внешнему миру. Восприятие и действие прекращаются, и проходит состояние бодрствования. Излишек положительного тока уменьшает, как это было, таттвические связки различных центров работы, и они согласованно прекращают отвечать на обычные эфирные изменения внешней природы. Если бы в этой точке сила положительного тока перешла за обычные пределы, то последовала бы смерть, прана прекратила бы иметь всякую связь с грубым телом, обычным носителем внешних таттвических изменений. Но именно в этот момент прана выходит из сердца, устанавливается отрицательный ток, и начинает противодействовать влияниям первого. Когда прана достигает позвоночника, влияние положительного тока полностью проходит, и мы пробуждаемся. Если в этот момент сила отрицательного тока перейдет обычный предел, по той или иной причине, последует смерть, но как раз в этот момент с полуночи устанавливается положительный ток и начинает противодействовать влиянию первого. Равновесие положительного и отрицательного токов, таким образом, сохраняет тело и душу вместе. При излишке в силе какого-либо тока, наступает смерть. Таким образом, мы видим, что существуют два вида смерти - положительный или позвоночный и отрицательный или сердечный. В первом четыре высших принципа выходят из тела через голову, брахмарандхру, вдоль позвоночника; в последнем они выходят изо рта через легкие и трахею. Кроме этих, вообще говорят о шести таттвических смертях. Все эти смерти намечают различные пути для высших принципов.

    В который раз убеждаешься насколько хорошо авторы, писавшие «Гарри Поттера», понимали то, о чем писали. Но это так, к слову.

    Есть некоторые проявления праны, которые мы находим равными по работе во всех трех состояниях. Эти проявления были разделены некоторыми авторами на пять типов. Они имеют различные центры работы в различных частях тела, откуда они утверждают свою власть на каждую часть физического слоя.

    Соответственно:

1. Прана есть то проявление жизненного слоя, которое притягивает атмосферный воздух в систему.
2. Апана есть то проявление, которое удаляет изнутри, из системы, ненужные и отработанные вещества.
3. Самана есть то проявление, которое втягивает и переносит сок пищи к каждой части тела.
4. Вьяна есть то проявление, которое заставляет каждую часть тела сохранять свою форму и последовательно сопротивляться тем силам гниения, которые устанавливаются в мертвом теле.
5. Удана есть то проявление, которое направляет токи жизни назад к центрам - сердцу и мозгу. Поэтому это то проявление, которое вызывает смерть - локальную или общую.

    Если прана уходит из какой-либо части тела, эта часть теряет свою силу действия. Это локальная смерть. Так мы становимся глухими, немыми, слепыми и т.д. Таким образом страдают наши пищеварительные силы и т.д. Общая смерть подобна по своим процессам. При избытке в силе того или иного из двух токов, прана остается в сушумне и не выходит. Приобретенная сила работы тела тогда начинает уходить. Чем дальше от центров - сердца и мозга, - тем скорее они умирают. Соответственно, пульс сначала перестает чувствоваться в конечностях, а затем ближе и ближе к сердцу, пока не исчезнет везде.

    Опять, это представляет собой направленный вверх импульс, который при благоприятных условиях вызывает рост, легкость и подвижность.

    Помимо органов тела, уже упомянутых или указанных, проявление вьяны служит для сохранения в форме пяти органов чувств и пяти органов действия.

    Действительный факт заключается в том, что различные силы являются соответствующими органами принципа жизни.

    В здоровом состоянии организма прана одновременно работает во всей системе в одном классе таттвических центров. Мы, таким образом, видим, что как во время течения положительного, так и отрицательного тока мы имеем пять таттвических изменений. Цвет праны во время господства отрицательного тока является чисто-белым; во время положительного - красно-белым. Первая является более спокойной и более ровной, чем последняя.

    Таттвические изменения дают каждой из них пять новых оттенков цвета.

    Очевидно, что существует различие между положительными и отрицательными таттвическими фазами цвета. Таким образом, существуют десять общих оттенков цвета.

    Положительный ток - красно-белый - более горячий, чем отрицательный - чисто белый. Поэтому, можно вообще сказать, что положительный ток является горячим, отрицательный - холодным. Каждый из них подвергается тогда пяти таттвическим изменениям температуры. Агни является самой горячей, желтая следует за ней; вайю становится холодной, а апас самой холодной. Акаша имеет состояние, которое ни холодное, ни теплое. Это состояние наиболее опасное из всех и при продлении, вызывает смерть, болезнь и слабость. Очевидно, что если охлаждающие таттвы не начинают действовать в положенное время после разогревающих таттв, чтобы противодействовать накопленному эффекту последних, функции жизни будут нарушены. Правильный цвет и правильная температура, при которых эти функции работают, будут нарушены в их силе, и болезнь, слабость и смерть есть ни что иное как это нарушение в различных степенях. Аналогичен случай, если согревающие таттвы не начнут в должное время действовать после охлаждающих.

    Легко понять, что это изменения таттвических цвета и температуры не резкие. Одно переходит легко и плавно в другое, и таттвические смеси порождают неисчислимые цвета - фактически, столько, сколькими обладает солнечная прана.

    Каждый из этих цветов стремится сохранить тело здоровым, если он остается в действии как раз столько, сколько должен, но как только длительность изменится, то результатом будет болезнь. Поэтому существует возможность стольких болезней, сколько цветов существует в Солнце.

    Если какой-либо один цвет затягивается, то должен быть некий (один или больше), который дал ему время его длительности: аналогично, если один цвет занимает меньшее время, чем должен, то должен быть один или больше, который занимает его место. Это наводит на мысль о двух методах рассмотрения болезней. Но перед разговором об этом будет необходимо исследовать настолько полно, насколько это возможно, причины, которые удлиняют и укорачивают идеальные периоды таттв.

    Обратимся теперь к пране. Это легочное проявление принципа жизни является самым важным из всех, так как его работа снабжает нас самой верной мерой таттвического состояния тела. Вследствие этого этому проявлению жизненной энергии дано название «прана».

    Теперь, когда прана работает в легочных теджас-центрах, (т. е. центрах светоносного эфира), легкие обращаются в треугольную форму расширения, атмосферный воздух входит и процесс вдыхания оканчивается. С каждой трути току праны сообщается обратный импульс. Легкие обращают этот обратный ток в их стационарное состояние и излишек воздуха изгоняется. Воздух, который, таким образом, выбрасывается из легких, имеет треугольную форму.

    Водяной пар, который этот воздух содержит, в некоторой степени дает нам метод проверки этой истины на эксперименте. Если мы возьмем гладкое, блестящее смотровое стекло и поместим его под нос, постоянно дыша на его холодную поверхность, водяной пар воздуха сконденсируется и будет видно, что он имеет особую форму. В случае чистой агни, эта фигура на стекле будет треугольником. Пусть другой человек постоянно смотрит на стекло, потому что изображение исчезает довольно быстро.

    Когда текут другие таттвы, легкие принимают их соответствующие формы и смотровое стекло дает нам те же фигуры. Таким образом, в апасе мы имеем полумесяц, в вайю - сферу, в притхиви - прямоугольник. Составляя эти таттвы, мы можем иметь другие фигуры - продолговатые, прямоугольные, сфероиды и т.д.

    Можно также упомянуть, что светоносный эфир несет вещества, притянутые из атмосферного воздуха, к центрам светоносного эфира, а оттуда к каждой части тела. Аналогично другие эфиры несут эти вещества к их соответствующим центрам. Нет необходимости последовательно прослеживать работу других проявлений друг за другом. Можно, однако, сказать, что хотя все пять таттв работают во всех пяти проявлениях, каждое из этих проявлений посвящено одной из этих таттв. Таким образом, в пране вайю-таттва превалирует, в самане - агни, в апане - притхиви, во вьяне - апас, в удане - акаша. Можно напомнить, что общий цвет праны является белым, и это показывает, как апас-таттва превалирует во вьяне. Темнота акаши является темнотой смерти и т.д., вызванной проявлением уданы.

    В течение жизни эти десять изменений имеют место в пране в интервалах около 26 минут каждое. В бодрствовании, во сне и в дремоте эти изменения никогда не прекращаются. Только в двух сушумнах или акаше эти изменения становятся на некоторое время потенциальными, потому что эти таттвические изменения проявляются на плане тела.

    Если этот момент продолжается, силы праны остаются потенциальными, и в смерти прана, таким образом, находится в потенциальном состоянии. Когда эти причины, которые стремятся удлинить период сушумны, и таким образом вызвать смерть, удаляются, эта индивидуальная прана переходит из потенциальной в актуальную, положительное или отрицательное состояние, как может случиться. Она будет выделять вещество и развивать его в форму, к которой ее аккумулированные потенциальности стремятся.

    Теперь можно сказать кое-что о работе чувственных и активных органов. Вообще, можно сказать, что вся работа есть таттвическое движение. Эта работа способна быть выполненной в течение состояния бодрствования, а не во сне или в дремоте.

    Хотя в различных центрах находятся обычно преобладающие таттвы, все другие таттвы существуют в подчиненном положении. Таким образом, в глазу мы имеем красновато-желтый, красновато-белый, красновато-рыжий, красновато-голубой и аналогично в других органах. Это деление на пять каждого из этих цветов является только общим; в действительности существуют почти неисчислимые вариации цветов в каждом из них. С каждым действием каждого из органов, орган, в частности, и все тело вообще, принимает различный цвет, цвет того особого таттвического движения, которое составляет это действие.

    Все эти изменения праны образуют полную сумму нашего мирского опыта. Снабженная этим аппаратом прана начинает свое человеческое странствие вместе с умом, который развит только для того, чтобы связать «Я есмь» ахамкары или виджняны, четвертого принципа снизу, с этими проявлениями праны. Время отпечатывает на ней все неисчерпаемые цвета Вселенной. Визуальные, осязательные, вкусовые, слуховые и обонятельные явления во всем своем разнообразии собираются в прану как раз так, как наш ежедневный опыт учит нас, что один ток электричества несет много сообщений в одно и то же время. Тем же путем явления активных органов, и пять оставшихся общих функций тела собираются в этой пране, чтобы проявить себя в должное время.

    Генеративная агни-таттва мужчины является положительной, женщины - отрицательной. Первая является более горячей, более грубой, более беспокойной, чем последняя; последняя является более холодной, более гладкой и более тихой, чем первая. Эти два тока стремятся влиться друг в друга, причем чувство удовлетворения является результатом того, что этим двум токам удалось проделать весь их путь, если же нет, то результатом является чувство неудовлетворенности.

    Апас-таттва голосового аппарата, хотя и есть главная движущая сила при получении звука, модифицируется согласно обстоятельствам составления других таттв в различных степенях. Около 49 из этих изменений были записаны под именем свары. Во-первых, существуют семь общих нот. Они могут быть положительными и отрицательными (тивра и копала), затем каждая из них может иметь три подразделения. Эти ноты затем составляются в восемь раг, и каждая рага имеет несколько рагини. Простая рагини может быть затем составлена в другие, и каждая рагини может иметь достаточно много устройств из нот. Вариации звука, таким образом, становятся почти неисчислимыми. Все эти вариации вызываются изменяющимися напряжениями голосовых связок, виной богини Сарасвати, и напряжения изменяются при изменении силы апас-тока, вызываемого суперпозицией других таттв.

    Каждое изменение звука имеет затем свой собственный цвет, который воздействует на всю прану по-своему. Таттвический эффект всех этих звуков указывается в книгах о музыке: например, с помощью звуков могут быть вылечены различные болезни, причем хорошие или плохие тенденции отпечатываются на пране посредством силы звука. Сарасвати является всесильной богиней и контролирует наши праны для добра или зла, как может оказаться. Если мелодия или нота окрашена агни-таттвой, звуковые цвета праны красные, аналогично вайю, апас, акаша, и притхиви - голубой, белый, темный и желтый. Красноокрашенная мелодия вызывает тепло; она может вызвать гнев, сон, пищеварение и покраснение. Мелодия, окрашенная акашей, вызывает страх, забывчивость и т. д. Аналогично звуки могут придать нашей пране цвет любви, вражды, добродетели или аморальности.

    Давайте обратимся к другому ключу. Если слова, которые мы произносим, несут цвет агни-таттвы, - гнев, любовь, вожделение, - наша прана окрашивается в красный цвет и эта краснота обращается на себя. Она может поразить наше вещество, мы можем выглядеть тощими и долговязыми, мы можем иметь десять тысяч других болезней. Ужасно возмездие слов гнева! Если наши слова наполнены божественной любовью и вдохновением, добротой и добродетелью, слова, которые дают удовольствие и удовлетворение всем, кто слышит их, - цвета притхиви и апаса - мы становимся любящими и любимыми, обожающими, добрыми и моральными, доставляющими удовольствие и теми, кому доставляют удовольствие, удовлетворяющими и даже удовлетворяемыми. Дисциплина самой речи - принцип сатья в системе Патанджали - является, таким образом, одной из высших практик йоги.

    Чувственные впечатления окрашивают прану аналогичным образом. Если нам дано слишком много достопримечательностей, дано слышать приятные звуки, обонять вкусные запахи, и т. д. цвета этих таттв будут чрезмерно, усилены и приобретут власть над нашей праной. Если мы также любимы прекрасной женщиной, несущей музыку своего голоса, небо помогает нам, так как наименьший и наибольший общий эффект будет в том, что наши праны получат женскую окраску. Если это только ради любви женщин, мужчина должен избегать подобной чрезмерной снисходительности, так как женские свойства в мужчинах не выглядят как достоинство в глазах женщин.

    Необходимо сказать, что никакие новые цвета не входят в образование праны. Все цвета Вселенной уже присутствуют там так же, как они находятся в Солнце, прототипе праны. Окраска, о которой мы говорили, является только усилением одного цвета в той степени, которая превращает другие в оттенок. Это нарушение равновесия, которое в первую очередь вызывает изменение человеческой праны, а во вторую очередь - неисчислимые болезни, которым подвергается плоть.

    Отсюда очевидно, что каждое действие человека дает его пране отдельный цвет, причем цвет, в свою очередь, воздействует на грубое тело. Но когда, в какое время отдельный таттвический цвет воздействует на тело? Обычно при подобных таттвических изменениях внешней Вселенной. Это означает, что если агни-таттва приобрела силу в какой-либо пране в какой-либо отдельный промежуток времени, сила проявится, когда этот особый промежуток времени снова встретится. Прежде, чем пытаться решить эту проблему, необходимо понять следующие истины:

    Солнце является главным источником, дающим жизнь каждому организму в системе. В момент, когда новый организм приходит к существованию, Солнце изменяет свою способность по отношению к этому организму. Теперь оно поддерживает в этом организме положительное проявление жизни. Вместе с этим Луна начинает влиять на организм по-своему. Она становится поддержателем отрицательной жизни. Планеты, каждая из них, устанавливают свои собственные токи в организме. Проще говоря, в качестве Солнца и Луны, о которых только что сказано, мы имеем в виду повелителей соответственно положительного и отрицательного токов правой и левой половины тела, мозга и сердца, нервов и кровеносных сосудов. Это два главных источника жизни помимо планет, причем следует вспомнить упражнение, видоизменяющее влияние над этими токами. Так реальное таттвическое условие какого-либо момента определяется всеми семью планетами подобно Солнцу и Луне. Каждая планета после определения общего таттвического условия момента, который является моментом рождения, идет, чтобы внести изменения в организм. Эти изменения соответствуют проявлениям того цвета праны, который возникает в это время. Таким образом, предположим, что красный цвет вошел в прану, когда Луна находится во втором градусе знака Весов. Если нет никакого возмущающего влияния какого-либо другого светила, красный цвет будет проявлять себя тогда, когда Луна находится в том же положении; в другом случае, когда возмущающее влияние удалено, он может проявить себя через месяц или может быть отсрочен на века. Очень трудно определить время, когда действие будет иметь свой эффект. Это зависит в большей степени от силы впечатления.

    По мере того, как точное время проходит, когда цвет получает превосходство в пране, влияние оттуда на грубое тело становится скрытым. Оно проявляется снова общим путем когда светила находятся в тех домах. Некоторые из сил истощаются в этот момент и сила снова становится скрытой, чтобы проявиться в большей степени, когда в какой-либо момент полудома совпадают, и так далее с остающимися частями, отмеченными выше. Это может быть любое число раз, когда существует только подход к совпадению, и тогда эффект будет стремиться к тому, чтобы проявить себя, хотя в это время останется только тенденция.

    Впечатление, полученное от праны посредством какого-либо незначительного действия, в действительности требует столетий, чтобы пройти, когда светила совпадают по положению в степени, с которой затем действие было совершено. Знание астрономии является, таким образом, весьма существенным в оккультной Ведической Религии.

    Аккумулированные таттвические эффекты работы жизни дают каждой жизни общий собственный оттенок. Этот оттенок истощается постепенно, по мере того, как компоненты цветов проходят или ослабляются по силе один за другим. Когда каждый из компонентов цветов один за другим последовательно вырождается в достаточной степени, проходит и общий цвет жизни. Грубое тело, которому было дано рождение посредством этого частного цвета, вообще прекращает теперь отвечать различно окрашенной пране. Прана не выходит из сушумны. Результатом является смерть.

    Как уже сказано, двумя обычными формами смерти является положительная через мозг и отрицательная через сердце. Это есть смерть через сушумну. В ней все таттвы являются потенциальными. Смерть также может иметь место через другие нади. В этом случае должно быть всегда превосходство одной или более таттв. После смерти прана идет к различным областям, соответственно путям, через которые она выходит из тела.

    Таким образом:

1. Отрицательная сушумна направляет ее к Луне.
2. Положительная сушумна направляет ее к Солнцу.
3. Апас других нади направляет ее к аду, известному как Амбариша, и так далее: акаша, вайю и притхиви направляют ее к Андхатамисре, Каласутре и Махакале.

    Отрицательный путь является наиболее общим путем, который прана выбирает. Этот путь направляет ее к Луне (Чандралоке), потому что Луна является повелителем отрицательной системы, отрицательных токов и отрицательной сушумны сердца, которая поэтому является продолжением лунной праны. Прана, которая имеет общий отрицательный цвет, не может двигаться иначе как вдоль этого пути, и она естественно переносится к резервуарам, центрам отрицательной праны. Те люди, в которых двухчасовой лунный ток проходит более или менее регулярно, выбирают этот путь.

    Прана, которая потеряла интенсивность своего земного цвета, энергизирует лунное вещество согласно своей собственной силе и, таким образом, устанавливает для себя разновидность пассивной жизни. Ум здесь находится в состоянии дремоты. Таттвические впечатления накопленных сил проходят перед ним тем же путем, каким они проходят перед ним в наших земных мечтах. Единственное отличие заключается в том, что в этом состоянии не существует такой наложенной силы расстройства пищеварения, чтобы сделать таттвические впечатления настолько сильными и внезапными, чтобы они стали ужасными. Что бы наш ум ни имел в себе интересного от экспериментов этого мира, о чем бы мы ни думали, что бы мы ни слышали, или видели, чем бы ни наслаждались, чувство удовлетворения и наслаждения, блаженства и игривости апас- и пpuтxиви-тaттв, томное чувство любви агни, приятная забывчивость акаши, все осуществляет их появление друг за другом в совершенном спокойствии.

    Болезненные впечатления никогда не проявляются, потому что болезненное возникает, когда какое-либо впечатление навязывает себя уму, который находится вне гармонии со своим окружением. В этом состоянии ум обитает в Чандралоке.

    В этом состоянии проходят века, когда ум, согласно тем же общим законам, которые существуют для праны, выносит впечатления прежней жизни. Сильные таттвические цвета, которые вызвали к существованию прекращение активности праны там, теперь, наконец, расцветают, пока ум с помощью праны не придет на хронический уровень. Оба из них теперь теряют оттенок прежней жизни.

    Можно было бы сказать, что он заново появляется из праны, что из ума он имеет новую сознательность. Когда они оба находятся в этом состоянии, они очень слабы, накопленные таттвические эффекты праны начинают проявлять себя, когда светила возвращаются в те же положения. Они отвлекают нас назад от лунной к земной пране. Ум в этом состоянии не имеет никакой индивидуальности, заслуживающей принятия во внимание, так что он притягивается праной туда, куда бы его сходства ни несли его. Он приходит и соединяется с теми солнечными лучами, которые несут аналогичный цвет, всеми этими могущественными возможностями, которые проявляют себя в будущем человеке, лежащем пока еще совершенно скрыто. С лучами Солнца он, согласно кармическим законам роста, переходит в зерно, которое рождает подобные цвета. Каждое зерно имеет свою особенность, которая объясняет его индивидуальность, отличную от других из его собратьев, и так во многом может существовать зерно человеческих возможностей, дающее ему свою собственную индивидуальность. Это зерно или зерна производят мужское семя, которое в матке женщины принимает форму человеческого бытия. Это и есть перерождение.

    Аналогично человеческие индивидуальности возвращаются из пяти состояний, которые известны как ады. Это состояния посмертного существования, фиксированного для тех людей, кто наслаждается в чрезмерной и сильной степени различными впечатлениями каждой из таттв. Когда таттвическая напряженность, которая возмущает равновесие и поэтому вызывает боль, истощается со временем, индивидуальная прана проходит в лунную сферу и там испытывает те же состояния, которые были описаны выше.

    Вдоль положительного пути через брахмарандхру проходят те праны, которые проходят по ту сторону общих эффектов времени и поэтому не возвращаются на Землю по обычным законам. Это время, которое приносит назад праны от Луны, когда оно является даже самым общим, и наименее сильные таттвические условия входят в игру с возвращением таттвических астральных положений; но так как Солнце является хранителем самого времени и самым сильным фактором в определении его таттвического условия, было бы невозможно для солнечного времени воздействовать на солнечную прану. Поэтому только те праны движутся к Солнцу, в которых нет почти никакого перевеса какого-либо таттвического цвета. В таком состоянии прана только у продвинутых йогинов.

    Постоянной практикой восьми ступеней йоги прана очищается от любых наиболее сильно олицетворяющих цветов, и поскольку очевидно, что на такую прану время не может оказывать никакого влияния, при обычных обстоятельствах такие праны приходят к Солнцу. Эти праны не имеют никаких персонифицированных цветов; все те из них, что движутся к Солнцу, имеют почти одинаковый общий оттенок. Но их умы различны. Они могут быть отличны друг от друга, согласно особой ветви науки, по которой они развиваются, или согласно особым и разнообразным методам ментального совершенствования, которому они следуют на Земле. В этом состоянии ум не является зависимым, как в случае движения к Луне, от впечатлений праны. Постоянная практика йоги превращает его в самостоятельного работника, зависящего только от души, облекающего прану в свои собственные формы и дающего ей свой собственный цвет. Это разновидность мокши.

    Хотя Солнце является самым могущественным господином жизни, а таттвическое условие праны теперь не оказывает никакого влияния на прану, которая приходит к Солнцу, планетарные токи все еще оказывают некоторое слабое влияние на нее, и существуют моменты, когда это влияние самое сильное, так что земные условия, в которых они ранее жили, снова призываются назад к своим умам. Желание сделать такое же добро, которое они делали в мире в их предыдущей жизни, овладевает ими, и побуждаемые этим желанием, они иногда возвращаются к Земле. Шанкарачарья в своем комментарии к «Брахма-сутре» отметил, что один из ведических риши именно таким образом появился на Земле как Кришна-Двайпаяна около конца двапара-юги и начала кали-юги.

ЗАКОНЫ ЖИЗНИ

    Так как о пране следует знать как можно больше, мы дадим ниже некоторые цитаты по этому предмету из «Прашнопанишад». Они придадут дополнительный интерес к этому предмету и представят его в более разностороннем и значительно более привлекательном виде.

    Шесть вещей следует знать о пране, говорит Упанишада: «Тот, кто знает рождение (1), вхождение (2), места проявления (3), управление (4), макрокосмическое проявление (5), и микрокосмическое проявление (6) праны, становится бессмертным через это знание».

    Практическое знание законов жизни, т. е. жизнь согласно с ним, должно естественно кончаться при прохождении души из темной стороны жизни в изначальный свет Солнца. Это означает бессмертие, то есть выход из-под власти земной сферы.

    Но продолжим о том, что Упанишада говорит о шести вещах, которые следует знать о пране.

РОЖДЕНИЕ ПРАНЫ

    Прана рождается из атмана, она вызывается в атмане, подобно тени в теле.

    Человеческое тело или любой другой организм становится причиной бросания тени в океан праны, как это происходит между Солнцем и частью пространства на другой стороне организма. Подобным образом прана отбрасывается как тень в макрокосмической Мировой Душе (Ишваре) из-за вторжения макрокосмического ума (Ману). Короче, прана является тенью Ману, вызванной светом Логоса, макрокосмического центра. В этой тени дается рождение солнцам, посредством впечатывания в эту тень макрокосмических ментальных идей. Эти солнца - центры праны, которые в свою очередь становятся положительными отправными точками дальнейшего развития. Ману, бросающие свои тени при вторжении солнца, дают рождение в этих тенях планетам и т. д. Солнца, бросающие свои тени при вторжении планет, дают рождение лунам. Затем эти различные центры начинают действовать на планеты, и солнце нисходит на планеты в формы различных организмов, включая человека.

МАКРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

    Эта прана находится в макрокосме как океан жизни с Солнцем в качестве центра. Она предполагает два плана существования - прана - солнечное, положительное вещество жизни; райи, лунное вещество жизни, отрицательное. Первый план является северной и восточной фазой; последний же является южной и западной фазой. В каждый момент земной жизни мы имеем, таким образом, северные и южные центры праны, центры, из которых южная и северная фазы жизненной материи в какой-либо момент берут свое начало. Так же происходит и с восточной и западной половинами.

    В каждый момент времени, т. е. в каждую трути, существуют миллионы трути - совершенных организмов в пространстве. Это требует некоторого объяснения. Единицы пространства и времени одинаковы - трути.

    Возьмем какую-либо одну трути времени. Хорошо известно, что каждый момент времени таттвические лучи праны идут в каждом направлении от каждой точки к каждой другой точке.

    Следовательно, достаточно ясно, что каждая трути пространства является совершенной картиной всего аппарата праны со всеми ее центрами и сторонами, положительными и отрицательными отношениями. Чтобы выразить многое в нескольких словах, скажем: каждая трути пространства является совершенным организмом. В океане праны, который окружает Солнце, существует неисчислимое число таких трути.

    Поскольку по существу все они представляют собой одно и то же, легко понять, что следующие пункты различают эти трути по общему цвету, облику и формам:

- расстояние от солнечного центра.
- отклонение от солнечной оси.

    Для иллюстрации возьмем Землю. Та зона солнечной жизни, где имеют значение как расстояние, так и отклонение, в которой Земля движется, дает рождение земной жизни. Эта зона земной жизни известна как эклиптика. Теперь каждая трути пространства в этой эклиптике является отдельным индивидуальным организмом. Когда земля движется по ее годовому курсу, т.е., когда изменяется трути времени, эти постоянные трути пространства изменяют фазы их жизни. Но их постоянство никогда не нарушается. Они остаются отдельной индивидуальностью несмотря ни на что.

    Все планетарные влияния достигают этих трути всегда, где бы планеты не могли оказаться при их движении. Изменяющееся расстояние и отклонение, конечно, всегда вызывается изменением фазы жизни. Эта трути пространства со своего постоянного положения в эклиптике все время, пока поддерживает связь со всеми планетами, посылает свои таттвические лучи каждой другой четверти пространства. Они приходят также и на Землю.

    Таково условие земной жизни, что положительные и отрицательные токи жизненной энергии - прана и райи - одинаково уравновешены. Поэтому, когда в эклиптической трути две фазы жизненной материи одинаково сильны, таттвические лучи, которые идут от нее к Земле, наполняя там грубую материю энергией. Момент, когда равновесие нарушается таттвическим влиянием планет или некоторыми другими причинами, влечет земную смерть. Это просто означает, что таттвические лучи трути, падающие на Землю, прекращают насыщать энергией грубую материю, хотя они падают туда несмотря ни на что, хотя трути там все-таки находятся в своей постоянной эклиптической обители. В этом посмертном состоянии, человеческая трути будет энергизировать грубую материю, в той четверти пространства, чьи законы относительного, отрицательного и положительного преобладания совпадают с этим состоянием. Таким образом, когда отрицательная жизненная материя, т.е. райи, становится более сильной, энергизация трути передается от Земли к Луне. Аналогично она может пройти и к другим сферам. Когда земное равновесие снова восстанавливается, когда эта посмертная жизнь стала прожитой, энергия снова передается Земле.

    Таково макроскопическое проявление праны с картинами всех организмов Земли.

ВХОЖДЕНИЕ ПРАНЫ

    Как пранамайя-коша - эта трути макрокосма - входит в тело? «Посредством действий, в основании которых лежит ум», - коротко говорит Упанишада. Очевидно, что при этих действиях получается изменение в общей относительной природе праны и райи, о которых говорилось в предыдущих разделах. Едва ли необходимо говорить, что ум - человеческая свободная воля - покоится на основании тех действий, которые нарушают таттвическое равновесие жизненного принципа. Следовательно, «прана входит в это тело посредством действий, в основании которых лежит ум».

МЕСТА ПРОЯВЛЕНИЯ

    «Как Верховная Власть назначает своих слуг, говоря им: «Правьте такими-то деревнями», так делает и прана. Она помещает свои различные проявления в различные места. В пайю (анусе) и в упастхе находится апана (она удаляет кал и мочу). В глазах и ушах находятся проявления, известные как зрение и слух (чакшус и шротра). Прана остается, выходя изо рта и носа. Между (местами праны и апаны, около пупка) обитает самана. Она есть то, что разносит (по всему телу) пищу (и питье), которые брошены в огонь (пищеварения). Следовательно, это есть семь цветов, (ибо с помощью праны свет знания обращается в цвет, форму, звук и т. д.)».

    «В сердце, конечно, находится этот атман (прана-майя-коша) и в нем, конечно же, другие жизненные энергетические слои. Здесь находятся сто и одна нади. Из них сто в каждой. В каждой из этих ветвей нади находятся 72.000 других нади. В них движется вьяна».

    «Посредством одной (сушумны), идущей вверх, удана движется к благим мирам посредством блага и к злым мирам посредством зла; посредством же обоих - к миру людей».

    «Солнце, конечно, является макрокосмической праной, оно поднимается и посредством этого помогает зрению. Сила, которая находится в Земле, поддерживает силу апаны. Акаша (эфирная материя), которая находится между небом и землей, помогает самане».

    «Эфирная жизненная материя (независимо от ее нахождения между небом и землей), которая заполняет макрокосмическое пространство, есть вьяна».

    «Теджас, светоносный эфир, есть удана. Следовательно он тот, чей естественный огонь охлаждается (т.е. наступает смерть)».

    «Затем человек идет ко второму рождению; органы и чувства входят в ум; ум человека приходит к пране (ее проявления теперь прекращаются). Прана соединяется с теджасом. Идя с душой, он несет ее к сферам, которые находятся в поле зрения».

    На различных проявлениях праны в теле, и местах, где она проявляет себя, мы уже подробно останавливались. Но здесь можно сделать некоторые интересные утверждения. Сказано, что этот атман, эта пранамайя-коша вместе с другими рассматриваемыми жизненными слоями локализована в сердце. Сердце, как было сказано, представляет отрицательную сторону жизни - райи. Когда положительная прана, которая, собственно, локализована в мозгу, отпечатывается на райи-сердце и на нади, которые идут от него (на этих формах жизни), действия человека вызываются к существованию. Поэтому, собственно говоря, это есть отражение в сердце того, что работает в мире, т. е. является собственным хозяином чувственных и активных органов жизни. Если это бытие сердца учит не жить здесь, то и чувственные и активные органы теряют свою жизнь и тогда связь с миром прекращается. Бытие ума, который не имеет непосредственной связи с миром, кроме как через сердце, теперь сияет в своей первозданной чистоте. Значит, можно сказать, что душа идет к Сурьялоке (Солнцу).

    Следующий интересный пункт - это описание функций внешней праны, которые лежат в основе, и помогают работать индивидуальной пране.

    Сказано, что Солнце есть прана. Это достаточно очевидно и много раз упоминалось перед этим. Здесь это означает, что наиболее важные функции жизни, а именно вдох и выдох (т.е. функции, которые согласно Науке Дыхания являются единым законом существования Вселенной на всех планах жизни), вызываются к существованию и содержатся в активном состоянии, посредством Солнца в себе. То, что составляет его существование, есть солнечное дыхание, и это, отраженное в человеке, производя материю, дает рождение человеческому дыханию. Затем Солнце появляется в другой фазе. Оно восходит и действует так, что поддерживает глаза в их естественном действии.

    Аналогично сила, которая находится в земле, поддерживает апану - проявление праны. Это сила, которая тянет все к земле. На современном языке это сила тяготения.

    Еще кое-что можно было бы здесь сказать об удане - проявлении жизни. Как знает каждый, существует фаза микрокосмической праны, которая несет все - имена, формы, звуки, видения и все другие ощущения от одного места к другому. Иначе это известно как универсальная агни, или теджас в тексте. Локализованное проявление этой фазы праны называется удана, то, что несет жизненный принцип от одного места к другому. Особое назначение определяется прошлыми действиями, и эта универсальная агни несет прану вместе с душой, к различным мирам.

ЛОКАЛИЗОВАННАЯ ПРАНА

    Затем прана является могущественным бытием и если бы ее локализованные проявления работали в унисон и с умеренностью, выполняя свои собственные обязанности, но не узурпируя время и место других, то в мире было бы очень мало зла.

    Но каждое из этих проявлений устанавливает свою исключительную власть над бедной и смущенной человеческой душой. Каждое из них требует целой жизни человека, чтобы находиться в своей собственной области.

    «Акаша, вайю, агни, притхиви, апас, речь, зрение и слух - обо всех них ясно говорят, что они являются исключительными правителями человеческого тела».

    Главная прана - та, чьими проявлениями все они являются - говорит им: «Не будьте забывчивыми: это есть я, кто поддерживает человеческое тело, разделяя себя на пять». Если пять проявлений праны со всеми их меньшими подразделениями восстают против себя, если каждая начинает утверждать свое собственное господство и прекращает работать для общей пользы верховного господина - реальной Единой Жизни, - то болезни осуществляют свое печальное проявление, чтобы беспокоить бедную человеческую душу. «Но проявления праны, ослепленные неведением», не реагируют на предостережения своего господина. «Он оставляет тело, и когда он оставляет, все другие меньшие праны оставляют его также, они остаются там постольку, поскольку он остается». Затем их глаза открываются. «Как пчелы следуют за маткой в каждом положении, так праны - эти речь, ум, глаз, ухо - следуют за ним с преданностью и таким образом восхваляют его».

    «Он является агни, причиной тепла; он - Солнце, даритель света, он - облако; он - Индра, он - вайю, он - притхиви, он - райи и дэва, caт и асат, и он бессмертен».

    «Подобно спицам в ступице колеса, все поддерживается в пране - гимны Риг, Яджур и Самаведы, жертвоприношение, кшатрии и брахманы и т.д.».

    «Ты - Прародитель; ты движешься в матке; ты рождаешься в форме отца или матери; тебе, о прана, что входит в тело с проявлениями, эти создания предлагают дары».

    «Ты - уноситель жертв богам (дэвам)\ ты - уноситель приношений предкам (питри); ты - действие и сила чувств и других проявлений жизни».

    «Ты, о прана, пребываешь во власти великого Господа Рудры, Разрушителя и Сохранителя; ты движешься в небе как Солнце, ты - хранитель света небес».

    «Когда ты проливаешься дождем, эти создания наполнены радостью, потому что они надеются иметь много пищи».

    «Ты, о прана, чиста по природе; ты - поглотитель всех приношений, как огонь Единственного Риши (Атхарваведы); ты - хранитель всего существования; мы - жертвователи пищи тебе; ты - наш отец, даритель жизни».

    «Сделай здоровым то свое проявление, которое локализовано в речи, ухе, глазу и ты, влекущаяся к уму, не удаляйся».

    «Что бы ни существовало в трех небесах, все находится во власти праны. Защити нас, как мать свое дитя; дай нам здоровье и разум».

    На этом мы заканчиваем описание праны, второго принципа Вселенной и человеческого тела. Эпитеты, данные этому могущественному бытию в приведенных отрывках, будет легко понять в свете всего того, что было сказано до этого.

по материалам книги Рама Прасад "Наука о Дыхании, или философия таттв"


Copyright  © 2004-2018,  alexfl